Критерии осознанности: что, зачем, как и когда

Стремительно меняющийся мир постоянно выдвигает новые требования к поведению людей. Приемы, которые вчера были эффективны, сегодня не дают ожидаемых результатов. Чтобы быть по-настоящему успешными, мы вынуждены меняться быстро и качественно.

Ускорившийся ритм жизни коснулся всех сфер жизни человека, но особенно актуальными новые требования стали для бизнеса и спорта, где цели предельно ясны, а результат проявляется наиболее наглядно.

В поиске новых технологий, раскрывающих потенциал спортсмена, я обратилась к коучингу. Предлагаю познакомиться с моим вариантом ответа на вопрос — как помочь спортсмену реализовать свой потенциал?

Именно его наиболее часто задают спортивному коучу. Не секрет, что при равных физических возможностях выигрывает тот, кто является более устойчивым к психологическим и эмоциональным нагрузкам.

Ни идеальная техника, ни отличная физическая форма не являются гарантами победы. Путь к ней лежит через устранение внутренних препятствий и в этой работе ключевую роль играет разум человека.

Побеждают уверенные в своих действиях спортсмены. Откуда берется эта уверенность? С моей точки зрения, основой уверенности, кроме всех необходимых профессиональных умений, является осознанность.

Именно она повышает степень контроля над ситуацией и над самим собой, позволяет быть автором своей жизни, поскольку контролю поддается только то, что осознается человеком, а то, что не осознается, контролирует его.

С этой позиции важно научить игрока осознавать то, что происходит вокруг и то, что он испытывает в каждый момент. Главная роль в этом отводится тренеру, от которого зависит построение тренировочного процесса.

Он его идеолог и руководитель. Однако для решения этой задачи наставнику необходимо и самому научиться быть осознанным в каждый момент взаимодействия со спортсменом. Об осознанности тренера идет речь в этой статье. 

 

Немного теории. Что такое осознанность?

Осознанность это способность к рациональному, отстраненному от эмоций адекватному анализу внешней действительности и внутреннего состояния, формирование поведения на основе выводов из этого анализа, умение отслеживать эмоции и бессознательные порывы психики, а также способность им противостоять.

Другими словами осознанность — это то, что позволяет контролировать ситуацию и себя в ней, а значит, действовать разумно и эффективно.

 

Предлагаю рассмотреть примеры осознанного и неосознанного поведения тренера.

Пример 1. Команда проигрывает, тренер берет тайм-аут и кричит на команду, активно жестикулируя.

В последующем тренер дает объяснение своему поведению — я понял, что ребятам нужна встряска и знал, что такое мое поведение позитивно влияет на ключевого игрока.

Он постарается исправить ситуацию. И именно он поведет команду на своей энергетике.

Пример 2. Команда проигрывает, тренер берет тайм-аут и кричит на команду, активно жестикулируя. В последующем он дает объяснение своему поведению — я был возмущен.

Мы столько говорили об этом на тренировках, а они раз за разом повторяют ошибки!

 

Вопрос к вам, читатель, — в каком случае поведение тренера является осознанным? Ответили? И еще вопрос — по каким критериям вы определили осознанное поведение?

Для внешнего наблюдателя поведение обоих тренеров очень похоже — оба кричат в ответ на неудачные действия команды. Однако думали они в этот момент по-разному.

В первом случае тренер осознанно управлял состоянием команды. У такого тренера есть шанс изменить ход игры.

Ключевые моменты его пояснений — понял, что нужна встряска (осознал ситуацию), знал, как это сделать (осознал свои действия), предположил, что будет дальше (осознал последствия своих действий).

Его крик — это осознанный выбор. Такое поведение называется проактивным — человек меняет ситуацию, выбирая самые подходящие для этого действия (кричать, например).

Он управляет ситуацией и внутренне остается спокойным. Он автор того, что будет происходить дальше.

Во втором — тренер реагировал на ситуацию, не осознавая последствий своих действий. Шансы на изменение хода игры у него были гораздо меньше, чем у первого.

Казалось бы, он кричит, да и тайм-аут взял, чтобы изменить ход игры (осознал ситуацию). Но в действиях сквозит обида, а значит, в этот момент тренер думает о себе, а не о команде (не осознал последствия своих действий).

Такое поведение называется реактивным — человек реагирует на событие. Ситуация и его эмоции управляют им. Он жертва обстоятельств.

 

Итак, в осознанном поведении человек внутренне всегда спокоен и у него есть четкое понимание что он делает, зачем и каковы возможные последствия его действий.

Скажете, легко вам говорить, а ведь там, на игре, эмоции! Однако лучшие тренеры мира умеют быть осознанными! Каким тренером хотите стать вы?

 

Просмотров: 768 раз

Веб-проект "ПроКоучинг"

Практическое применение инструментов коучинга
ИП Козлова Ольга Владимировна
ОГРНИП 314774608001211
ИНН 262607465886

Перед закрытием