Нередко соискатели просто не умеют грамотно презентовать себя. То есть коротко и связно рассказать о себе, имеющихся навыках и профессиональном опыте, сделав акцент на сильных моментах.
Отвечая на вопрос о достижениях, соискатели спешат рассказать о том, чему научились, работая в другой компании. И не понимают очевидного: потенциальному работодателю важно услышать цифры - что конкретного сделал соискатель для компании, в которой работал ранее.
А тему профессиональных целей претенденты и вовсе избегают обсуждать, и здесь наиболее частый ответ: «Ну, не знаю. Я не заглядывал так далеко».
Когда работодатель задает простой вопрос: «Какая работа вам нужна?», в ответ часто слышит «Интересная». В результате у рекрутера складывается картинка: человек сам не понимает, что ему нужно. Выйдет на работу, посидит пару дней, ему станет скучно и в итоге - нужно снова искать нового кандидата на эту вакансию.
Более 15 лет я проработала в сфере управления персоналом, и хочу открыть вам один секрет. Когда идет поиск сотрудника на вакансию среднего и высшего звена, то среди соискателей выберут того, кто четко знает, чего хочет, кто уверен в себе и своих навыках, кто умеет наладить контакт, открыто говорит о своих ожиданиях и может внятно рассказать о достижениях на предыдущих местах работы. При этом он видит свои перспективы развития в данной компании на ближайшие 3-5 лет.
Если вы знаете о своих талантах и способностях, понимаете, в каком направлении хотите развиваться, имеете четкие цели и можете рассказать - какие составные элементы заложены в понятие «интересная работа», тогда вам легко найти работу по душе. По сути общение с потенциальным работодателем будет похоже на описание пользы, которую вы можете дать компании, и что хотели бы получить взамен.
Приведу пример из своей практики. Клиент часто менял работу. Он легко проходил собеседования, но, поработав какое-то время в новой компании, начинал скучать и через несколько месяцев увольнялся. В итоге потенциальные работодатели стали задавать вопросы о причинах частой смены места работы.
В ходе нашего сотрудничества клиент определил сильные стороны, стал лучше понимать, что лично для него является интересной работой. Оказалось, что раньше, рассматривая вакансии, он не учитывал личные ценности, и уж тем более не соотносил их с ценностями компании. Это помогло более осознанно подойти к вопросу выбора следующего места работы, и сейчас он уже более 2-х лет трудится в одной компании.
Чтобы определить то, что важно именно для вас, можно проделать следующее упражнение:
1. Возьмите 10 стикеров и напишите на них ценности, которая имеет важное значение в вашей жизни. Одна ценность - один стикер.
2. Вдумайтесь в каждую фразу и отложите в сторону те, которые на данный момент вы считаете менее значимыми.
3. Последовательно анализируя написанное, откладывайте карточки до тех пор, пока у вас не останется тройка лидеров.
4. Устраиваясь на новую работу, определите, насколько эти три ценности могут быть реализованы в этой компании. Например, если одной из ваших ценностью является «свобода», то оцените, какую степень свободы предполагает должность, на которую вы претендуете (будет ли у вас возможность самостоятельно принимать решения, возможен ли гибкий график и т.п.)
Если ваши ценности будут отличаться от ценностей компании, то через какое-то время работа станет вас угнетать. Если же все пазлы сложатся, то вы будете чувствовать себя «как рыба в воде» и сможете реализовывать собственный потенциал в полном объеме.
Если вам сложно самостоятельно определить причины, по которым поиск работы стал для вас неразрешимой проблемой, обратитесь к специалисту по планированию и развитию карьеры.
В результате работы с ним вы создадите индивидуальный план карьерного развития, получите четкое видение себя в профессии, определите близкие вам сферы деятельности, приобретете навыки самопрезентации. Все это поможет вам уверенно проходить собеседования и открыто рассказывать об имеющихся знаниях, умениях, достижениях и целях.