Меняем установки или «уж замуж невтерпёж»

Чем определяется наше поведение? Свободны ли мы в своих реакциях? То, как мы себя ведём, во многом определяется установками, заложенными в процессе нашего развития. И многое из того, что раньше было актуально, сейчас доставляет массу хлопот. Как выявлять и менять ограничивающие установки?

Психологическая установка - это некоторое прочно сидящее в мозгу человека суждение, программа, которая определяет его поведение в различных жизненных ситуациях.

Чаще всего установки не осознаются, человек даже и не думает о том, что они него есть. При этом ведет себя в соответствии с ними, даже если вслух он озвучивает нечто иное.

Наличие той или иной установки можно отследить прежде всего по действиям, а не по произносимым словам.

Установки формируются на протяжении всей жизни, но, главным образом, в детстве. Наши родители и окружающая социальная среда поощряют одни модели поведения и отвергают другие.

Так как у любого человека есть потребности в любви, внимании, безопасности, признании, то он формирует установки, которые помогают ему реализовать эти потребности с помощью определенных моделей поведения.

Какие-то установки напрямую транслируются значимыми фигурами: «Не плачь, ты же мальчик». Это установка о том, что плакать/выражать эмоции — плохо.

Другие складываются из личного опыта: «Каждый раз, когда я говорю о том, чего я хочу, мне отвечают, что только после того, как сделаю уроки/уберусь в комнате».

Так формируется установка о том, что право на собственные желания надо заслужить.

Остальные установки активно пропагандируются в социуме (например, «корпоративная работа— это рабство»).

Установки – важная часть нашего функционирования. Они определяют, как нам себя вести в различных ситуациях для реализации наших потребностей.

Нам было бы невозможно существовать, если бы каждый раз мы раздумывали над этим. С другой стороны, какие-то установки нас ограничивают, и этому есть несколько причин.

Во-первых, установки сформировались на определенном этапе жизни: и в тех условиях это была наилучшая стратегия поведения.

Однако мы развиваемся, окружающий мир тоже меняется, установки устаревают. Они перестают соответствовать текущим потребностям и вступают в конфликт с реалиями.

Во-вторых, в детском возрасте не развито критическое мышление по отношению к значимым взрослым. Поэтому установки родителей мы принимали на веру, не подвергая их сомнению.

Происходил процесс их интериоризации (присвоения), и нам кажется, что это мы сами так думаем. Однако на вопрос о том, почему именно так, у нас нет готового ответа.

 

Как менять имеющиеся установки? Прежде всего установку нужно выявить, и в этом процессе на помощь приходят слова-маркеры – «должен», «обязательно», «надо», «нельзя».

За категоричными утверждениями очень часто стоят установки, которыми мы руководствуемся.

Нашли свою установку? Теперь подвергните её сомнению. Задайте себе вопросы: «Почему я так считаю? Всегда ли это так ДЛЯ МЕНЯ?»

Очень важно приложить утверждение к себе, не обобщая его на всех.

Подумайте, какое ваше поведение формирует эта установка. Попробуйте беспристрастно оценить, когда вам эта установка помогает, а когда мешает. Найдите конкретные примеры ситуаций.

Далее решите, каким бы утверждением вы заменили старую установку — это может быть как модификация старой, так и полностью новая установка.

Мало просто придумать новую установку. После этого начинается самый главный этап внедрения ее в жизнь — пробовать новое поведение, соответствующее ей.

На начальном этапе это очень сложно, т.к. старая установка защищала какие-то важные для нас жизненные ценности, и нам кажется, что, отказавшись от нее, мы потеряем и их тоже. 

Позвольте окружающим помочь вам измениться. Попросите людей из близкого круга, которые имеют возможность наблюдать ваше поведение, делиться с вами обратной связью и своими впечатлениями.

Когда вы увидите, что ваши ценности остались нетронутыми при новом способе поведения, ваша решимость закрепить его возрастет.

 

Автор статьи - Ирина Бражникова, профессиональный коуч, эксперт по внедрению изменений, магистрант программы "Психоанализ и бизнес-консультирование" НИУ ВШЭ

Профиль автора в Facebook

 

Просмотров: 602 раз

Веб-проект "ПроКоучинг"

Практическое применение инструментов коучинга
ИП Козлова Ольга Владимировна
ОГРНИП 314774608001211
ИНН 262607465886

Перед закрытием