Техника «Шесть шляп» в коучинге

В момент принятия решения часто нет понимания — как достичь желаемых результатов, как собрать и систематизировать положительные стороны, как выявить возможные риски. Тогда познакомьтесь с техникой логически-творческого мышления Эдварда де Боно «Шесть мыслительных шляп».

Мышление человека – мощная сложная система. «Человек разумный» — единственный биологический вид, который обладает уникальной возможностью создавать картинки будущего, запоминать прошлый опыт, мыслить, верить, надеяться, изобретать.

Легко заблудиться в этом «мыслеварительном» процессе, окрашенном яркими эмоциями, впечатлениями, желаниями, стереотипами и идеалами, легко заблудиться (особенно когда это связано с целями, результатами, принятием решений). Метод «Шесть мыслительных шляп», которую создал знаменитый психолог и эксперт по развитию креативного мышления Эдвард де Боно, позволяет преодолеть кризис и посмотреть на ситуацию с разных сторон.

В процессе работы мышление «разделяется» на шесть условных спектров, которые получили название «шляпы». Эта техника особенно эффективна в работе с коучинговыми запросами, так как одновременно запускает работу аналитического и образного мышления, тем самым в разы усиливая результативность метода.

Алгоритм выполнения техники достаточно прост. Коуч предлагает клиенту сформулировать желаемую цель с учетом критериев конкретности, ограниченности во времени и, если необходимо, с указанием количественных показателей. После чего клиент последовательно «надевает» на себя шесть шляп, обозначающих разные спектры мышления.

В концепции Эдварда де Боно сначала надевается Белая шляпа, символизирующая беспристрастность и объективность. Белая шляпа позволяет вычленить рациональное зерно фактов из шелухи домыслов.

На этом этапе коуч задает клиенту следующие вопросы: «Каковы исходные данные (количественные показатели, объективные факты)? Какие результаты вы хотите получить? Как их можно измерить?» Все данные, полученные от клиента, тщательно фиксируются. 

Затем приходит черед Красной шляпы, отвечающей за эмоции, чувства и интуицию. И здесь клиент ищет ответы на такие вопросы как «Какие эмоции вызывает эта цель? Что подсказывает интуиция? Какие чувства возникают при создании видения об исходе ситуации?» Красная шляпа помогает клиенту выразить все чувства, сопряженные с желаемой целью.

Третья шляпа (Черная) помогает клиенту выявить отрицательные стороны, сомнительные аспекты и риски. На этом этапе проводится детальный анализ того, что может пойти не так — что плохого может случиться, какие внешние и внутренние ограничения могут всплыть в процессе и пр. Это помогает сохранить здравое отношение к слабым сторонам плана реализации цели и подумать над тем, как их можно преобразовать.

За Черной шляпой идет Желтая, и она призывает надеть розовые очки и проявить оптимизм. Пребывая в этой шляпе, клиент создает оптимистическое виденье ситуации и желаемые лучшие результаты. Важным моментом является тот факт, что идеи, предложенные на этапе Желтой шляпы, должны иметь дальнейшее развитие. Коуч поддерживает клиента вопросами: «А что дальше? Что будет после достижения желаемого? Каковы дальнейшие перспективы развития событий?»

Затем наступает время пятой шляпы, где Зеленая шляпа символизирует рост и плодородие. Клиент широко и свободно рассказывает о творческих идеях и душевных порывах, о том, какие инновации несет в себе заветная цель, что нового она создает для мира. Мышление в Зеленой шляпе стремится найти новые пути развития, запускает творческий процесс создания перемен, формирует вдохновение и помогает конкретизировать возможные пути достижения цели.

Последней в игру вступает Синяя шляпа, с помощью которой клиент проявляет себя по отношению к цели как ответственный организатор и систематизатор. В Синей шляпе клиент может почувствовать себя «вселенским разумом», который обладает всей необходимой информацией и широтой восприятия возможностей реализации цели. Цель данного этапа — собрать в единую систему всю информацию, полученную от других шляп, создать определенный перечень данных и замотивировать клиента двигаться к цели. 

Применяя технику «Шесть мыслительный шляп», мы открываем пространство альтернативных вариантов. Использование образного мышления стимулирует творческий потенциал клиента, который в связке с логикой создает комплексные решения. Главное достоинство этого метода – это возможность переключать внимание на разные аспекты цели и найти новые пути ее достижения.

 

Автор — Владислава Крыжная, обучающий тренер по развитию креативного мышления, трансформированию конфликта и форум-театру, арт-коуч.

Профиль автора в Facebook

 

Просмотров: 754 раз

Веб-проект "ПроКоучинг"

Практическое применение инструментов коучинга
ИП Козлова Ольга Владимировна
ОГРНИП 314774608001211
ИНН 262607465886

Перед закрытием