С младенчества человек развивается, копируя взрослых, а затем многим важным качествам учится у друзей, приятелей, коллег. Значимое социальное окружение человека составляют важные для него люди в различных контекстах жизни — в семье, дружеских отношениях, профессиональной деятельности, обучении и пр.
Как правило, это родители, братья/сестры и другие члены семьи, друзья, любимые партнеры, учителя, кумиры, идеалы, гуру, коллеги и т.д. Значимые другие таким образом выступают не только в качестве социальной опоры в построении жизненного пути, но и являются одним из ориентиров самопонимания и индикатором произошедших в нас изменений.
В психологии известен «эффект Маугли», который был выявлен благодаря истории о ребенке, который был лишен человеческих взаимоотношений и общался только с животными. Если говорить о взрослом человеке, то он в подобной ситуации будет лишен ориентиров осознавания происходящих в нем изменений. Только в живом взаимодействии с другими людьми результаты перемен проходят проверку на истинность и прочность.
Именно поэтому для анализа внутренней и внешней жизни человека необходимо использовать четыре фокуса внимания. Работа в терапии и коучинге оказывается на несколько порядков более эффективной, когда она охватывает основные области самореализации клиента: личностное развитие, социальную самореализацию, реализацию в различных контекстах жизни, самореализацию на разных жизненных этапах.
Так, 4D-модель структуры внутренней и внешней жизни человека включает в себя четыре оси:
- подструктуры индивидуального опыта
- значимое социальное окружение (ЗСО)
- контексты жизни
- события жизни.
Поговорим об оси ЗСО (значимое социальное окружение): действительно ли она важна и нужна? Или модель «4D» можно без каких-либо значимых последствий перевести в «3D», исключив из нее ось социальных отношений?
Консультационная практика показывает, что, если происходит «квантовый скачок» в развитии человека на одной из осей модели 4D, то в самом ближайшем будущем это вызовет (или уже вызвало) заметные изменения в его ЗСО. В ходе терапии или коучинга данный принцип можно применять и в обратном направлении. Осознанный подход в формировании значимого социального окружения можно создать с помощью специальных упражнений, методик и техник.
В технологии "Коучинг жизненного пути" разработана целая серия практических кейсов, которые способствуют системному и глубокому обогащению ЗСО человека. Например, планируя запуск важных изменений, можно использовать коучинговые вопросы:
- Что из себя представляет ваше текущее значимое социальное окружение?
- Какие люди входят в него и что каждый из них привносит в вашу жизнь?
- Каким ресурсом вы являетесь для людей в своем ЗСО?
- Что вы хотели бы улучшить в своем социальном окружении?
- Кого вы чаще представляете, оставаясь наедине с собой, и общаетесь с ним во время внутренних диалогов?
- Кто мог бы стать ресурсом в вашем движении к намеченным целям?
- Какие отношения могут существенно обогатить вашу жизнь?
- Что вы готовы для этого сделать?
Возвращаясь вопросу о «нужных» людях, заданному в начале статьи, можно заметить, что ключевая идея кроется в том, что мы подразумеваем под словом, заключенным в кавычки. Если говорить о неких личностных качествах, которые мы хотим в себе развить, то начальный негативный контекст этого утверждения сразу же исчезает.
Коучинг помогает человеку увидеть собственное «Королевство кривых зеркал», в котором присутствуют деструктивные взаимоотношения, и изменить в своем ЗСО то, что препятствует движению к заветным целям.
Автор статьи — Андрей Плигин, доктор психологических наук, который использует в своей работе методы разных школ практической психологии