Рефрейминг: темная сторона влияния

Все мы являемся заложниками стереотипов, которые, как мутное стекло, мешают увидеть мир во всем его многообразии. Поэтому в сложных жизненных ситуациях мы замечаем проблемы, а не возможности. Прояснить взгляд и увидеть «дорогу» там, где еще вчера просматривался «тупик», поможет рефрейминг.

Ключевым параметром вопросов коуча является «намерение». Коуч, не давая советов, своими вопросами, интонациями и эмоциями может направлять ход мыслей клиента.

А в конце сессии резюмировать услышанное и уточнять у клиента — насколько удалось продвинуться в исследовании его запроса.

Коуч предполагает, что клиент, отвечая на конкретные вопросы, будет корректировать имеющуюся точку зрения. Это скажется не только на формулировках некоторых фраз, но и на его отношении к запросу.

В этом процессе важную роль играют осознанность, ответственность и эмоции. Именно они являются залогом практического воплощения того, что обсуждалось на сессии.

Мне доводилось работать с запросами, где первичный страх был ограничением в достижения цели. Я слушал клиента и верил, что на самом деле он ничего не боится.

Он просто не пробовал действовать. И в ходе коуч-сессии я не боролся с его страхом, а задавал вопросы о желаемой цели.

Клиент описывал идеальный результат, свои чувства, этапы достижения, составлял календарный план.

А спустя 20 минут я задавал вопрос об уровне дискомфорта: «А куда подевался твой страх?» Чаще всего в ответ звучал звонкий смех, свидетельствующий о том, что произошло разрушение негативной предустановки.

И это произошло из-за вовлечености клиента в процесс исследования и последующего осознания ощущений в текущем моменте.

Для меня смех клиентов — это жест благодарности за чувство облегчения, которое испытывает человек, решивший за час задачу, на которую, как ему казалось, потребуется несколько недель.

Но не со всяким страхом можно так работать. Естественная реакция «рептильного» мозга на незнакомую ситуацию требует тщательного анализа.

Страх, появившийся вследствие психологической травмы или заболевания, является предметом заботы специалистов другого профиля.

Но когда страх подконтролен, и клиент готов заглянуть за его «кулисы», я часто использую прием рефрейминга.

Метафорически работу рефрейминга можно описать так. Клиент сидит на веранде и смотрит в окно на привычный пейзаж.

Коуч в ходе сессии «отмывает» окно: протирает стекла, меняет ставни, раму. При этом он не расширяет оконный проем и не пробивает окно рядом — это уже консалтинг.

Клиент смотрит через чистые стекла на улицу (где, по сути, ничего не изменилось) и видит ситуацию иначе. Он замечает детали, которых не мог видеть до этого.

Это позволяет ему изменить восприятие привычных жизненных историй. Словно «объектив» коучинга меняет какие-то светофильтры в его сознания, и это помогает запустить трансформационные изменения. 

Глобальным намерением коуча является расширение картины мира заказчика.

Задавая вопрос об ответственности за принятые решения, коуч не только формирует мотивацию к действию, но и запускает целый комплекс ощущений на уровне «Я хочу! Я могу! Я сделаю!».

И на этом этапе ощущения клиента являются инструментом продвижения к цели.

На сессии происходит объединение видения клиента и коуча. Коуч видит дивную картину мира клиента незамыленным взглядом.

Ему все интересно, и он с искренним интересом задает вопросы, которые помогают клиенту увидеть новые фокусы восприятия ситуации.

Именно поэтому я предпочитаю не прояснять запрос клиента заранее, это помогает сохранять чистоту «объектива» и задавать по-настоящему сильные вопросы.

«Самым ценным было то, что я увидел. Моя страшная проблема вообще не является проблемой. И оказывается, я давно об этом знал». Такие отзывы клиентов дорогого стоят. 

Есть много инструментов рефрейминга в коучинге, например:

• осознанное позитивное восприятие клиента (чемпион, победитель и т.п.);

• интонация;

• эмоциональный отклик на реплику;

• сильные вопросы;

• позитивный настрой;

• рассмотрение клиента как целостной системы;

• суммирование и перефразирование;

• благодарность и т.д.

Коучинг декларирует «недирективность» и рефлексию. Ярким примером рефрейминга является техника работы с негативно настроенным клиентом.

Он кричит, у него беда, ему больно, он страдает. Все его действия сигналят: «Помоги мне! Исцели мою боль!»

И возможный отклик коуча на уровне жестов, мимики, эмоций, восприятия звучит как «Я слышу тебя. Я чувствую тебя. Я внимаю каждому твоему слову».

Клиент, воспринимая этот невербальный фрейм, перестает кричать, и в ходе диалога у него сменяется эмоциональный фон.

Если говорить терминами из нейрофизиологии, то задача из лимбической системы перемещается в неокортекс.

Клиент начинает подбирать выражения, формулировать негатив в формате задач, искать варианты решений, аргументировать их и т.д. И деструктивный фрейм разрушается!

Безоценочность в коучинге — это, в первую очередь, отказ от предустановок. Клиент и его мнение безмерно значимы для коуча, и недирективное присутствие коуча способно исцелить картину мира клиента.

Результативных вам сессий!

 

Просмотров: 612 раз

Веб-проект "ПроКоучинг"

Практическое применение инструментов коучинга
ИП Козлова Ольга Владимировна
ОГРНИП 314774608001211
ИНН 262607465886

Перед закрытием