Коучинг руководителей: твердость и открытость

Коучинг руководителей высшего звена и топ-менеджеров крупных компаний имеет свои особенности и преимущества. Какая же роль отводится внешнему коучу в системных процессах компании? Ответы на эти вопросы я нашла в книге Мэри Бэт О’Нил «Коучинг руководителей: твердость и открытость».

Я — специалист по управлению персоналом крупной международной компании, и часто слышу слово «коучинг» в бизнес-среде.

Несмотря на то, что в должностных инструкциях топ-менеджеров и линейных руководителей прописана обязанность коучить сотрудников для повышения эффективности командной работы, мне ни разу не удавалось увидеть применение коучинга на практике.

И когда в моей жизни наступил период активного личностного развития, я решила пройти обучение коучингу.

При этом я выбрала программу, адаптированную под бизнес-запросы, так как это могло стать дополнительными полезными рабочими навыками.

И первой книгой о коучинге, которую я прочла, была книга Мэри Бэт О’Нил «Коучинг руководителей: твердость и открытость».

Мне важно было найти ответ на ключевой вопрос: «В чем заключается отличие коучинга руководителей высшего звена (топ-менеджеров) от работы с остальными клиентами?».

В книге подробно рассказано об особенностях работы и развития навыков коуча, которые помогут в работе с людьми высокого уровня принятия решений.

Автор рассказывает о системном подходе в коучинге руководителей с учетом «силового поля» организации.

Его отличает больший уровень ответственности клиентов не только за собственную жизнь, но и за людей, работающих в его подчинении.

Задача коуча в такой работе — помочь осознать клиенту ответственность собственного положения, осознать неэффективные паттерны поведения и содействовать превращению новых навыков в результаты организации.

Системный подход позволяет руководителю сохранять равновесие внутри «силового поля», на которое оказывают влияние глобальные внешние факторы.

Когда топ-менеджер поглощен дилеммой или переживает срыв, коуч не только «привносит свое любопытство», но и помогает сформировать иное видение и предвидение.

По сути он бросает вызов компетентности руководителя (ограниченности его познания) и развивает его способность справляться с тревожностью в сложных ситуациях.

При этом работа топ-менеджера определяется в трех областях:

— коммуникативная: намерения, видение, цели организации, основные принципы поддержки и изменений;

— выстраивание взаимоотношений и фасилитация работы высокоэффективной команды;

— обеспечение эффективного исполнения и получения результата при высокой зависимости от действий других людей.

Таким образом, коучинг руководителей — это процесс повышения управленческих навыков и развитие лидерской позиции.

Перечень обязанностей лидера, обозначенный в книге, можно использовать как шпаргалку для быстрой оценки способностей клиента и его готовности развивать имеющиеся навыки.

Цель коучинга руководителей заключается в том, чтобы повернуть лидера лицом к своей команде и избавиться от синдрома «одиночества на вершине».

Они имеют дело с проблемами акционеров и совладельцев, вопросами преемственности, задачами стратегических союзов и позиционированием на рынке.

И при этом искренне полагают, что не имеют права просить кого-то о помощи.

Коучинг руководителей высшего и среднего звена различается в прямоте и скорости. Топ-менеджеру требуется большая жесткость, которая проявляется в меньшей тактичности с быстрыми провокациями.

Главной спецификой коучинга руководителей являются следующие проявления:

— Ориентированность на результат. Упустить из виду результаты означает потерю времени, денег и энергии руководителя.

При этом стремление топ-менеджера к достижению результатов должно соотноситься с миссией компании.

— Партнерство. Коуч становится партнером руководителя в его продвижении к большей компетентности и эффективности. В ходе контракта коуч вместе с руководителем распутывает разные факторы, воздействия и дилеммы.

Такое партнерство позволяет коучу расспрашивать, стимулировать и побуждать топ-менеджера к оптимальному расходованию имеющихся ресурсов, а это возможно только за счет создания сильных доверительных отношений.

— Специфические проблемы лидерства. Это помогает увидеть, какое впечатление о себе создает руководитель в ходе реализации запланированного.

Зачастую топ-менеджеры сопротивляются этому процессу, и в этом партнерстве коуч помогает клиенту взглянуть на себя как на «злостного врага», который является причиной возникшей проблемы.

— Конкретика бизнес-целей. Это помогает клиенту сохранить ориентацию на результат, но при этом «раскрывает глаза» на то, чего нужно добиваться от команды, чтобы получить желаемое.

Это влияет на развитие способности связывать действия всех членов команды с базовыми целями организации и четко формулировать требования к командной работе для достижения результатов.

Очень важно, чтобы в этой связке руководитель принимал ответственность на себя в полном объеме.

Интересно было познакомиться с основными ценностями, которые формируют структуру коучинга руководителей: привнесение личного присутствия в процесс коучинга, использование системного взгляда в практике коучинга и применение коучинговых методов. Коучу необходимо быть достаточно смелым, работая с руководителем высшего звена.

И как пишет Мэри Бэт О’Нил: «Все призывают руководителей привносить в свои профессиональные роли свою сущность и самое лучшее, что в них есть.

И призывают управлять аутентично и быть целостной личностью. Но если мы, коучи, убеждаем руководителей вести себя так, как сами не поступаем, это будет лицемерием».

Это означает, что привнесение своего «Я» в работу коуча — это не отработка знакомых техник, это истинное партнерство в поиске глубинных ценностей.

Лидеру нужна поддержка тех, с кем они могут быть на равных и сумеют «принять вызов». Они заслуживают таких коучей, которые готовы быть истинными, не прячась за рамками привычных ролей.

Отношения коучинга строятся на доверии, умении давать и получать обратную связь, способности присутствовать.

Присутствие коуча пробуждает присутствие лидера, и это помогает ему увидеть то, как личное отношение к целям, проблемам и взаимоотношениям связано с его успешностью».

Автор убежден, что присутствие клиента проявляется в привнесении идей, предубеждений и требований.

Коучу важно поддерживать прочные рабочие отношения, и здесь ему потребуется твердость и открытость.

Эти функции работают неразрывно, поэтому нельзя быть решительным, но при этом лишать других права высказываться. И в этих процессах важна сохранять четкую однозначную позицию.

А в сочетании с исследованиями смежных областей (спиральное развитие, коучинг команд, работа по созданию единства ценностей организации, команды и индивида и пр.) это приведет к высоким результатам партнерского взаимодействия.

 

 

Просмотров: 1016 раз

Веб-проект "ПроКоучинг"

Практическое применение инструментов коучинга
ИП Козлова Ольга Владимировна
ОГРНИП 314774608001211
ИНН 262607465886