Сегодня существует более 450 терапевтических направлений и продолжают создаваться новые.
В рамках коучинга также выделяются подвиды, которые различаются областью применения, типом решаемых задач и моделями поведения человека, на которые они опираются.
Мета-анализы 2010 и 2014 гг. показали, что прирост эффективности в психотерапии остановился в 1995 году, несмотря на продолжающееся появление новых школ.
Есть ли пересечения в компетенциях, которыми должны владеть специалисты этих направлений работы?
Коучинг и психотерапия: с чем работаем
Коучинг, как молодая профессия, только начинает получать признание. И если в эффективности коучинга первых лиц в бизнес-среде уже мало кто сомневается, то лайф-коучинг вызывает много вопросов. Не в последнюю очередь потому, что запросы, за которые берутся лайф-коучи, звучат точно так же, как запросы, с которыми работают психологи.
Коучинг можно определить как процесс, который позволяет клиенту задуматься и исследовать, кто он, что для него важно, в чем его сильные стороны, сложности, что он может сделать для желаемых изменений.
Коучинг всегда направлен на достижение результата, предполагает партнерство коуча и клиента. Сами коучи, отвечая на вопрос “что такое лайф-коучинг?”, чаще всего определяют его через противопоставление психотерапии и консультированию.
Коучинг - про здоровую личность, достижение целей, направленность в будущее, активную позицию и ответственность за свою жизнь. Терапия представляется как практика для людей с нездоровой психикой, проблемных, застрявших в негативных эмоциях, нуждающихся в помощи.
В реальности такая трактовка является слишком сильным упрощением, так как далеко не все направления терапии позиционируют себя как направленные на работу с нарушениями/расстройствами и даже проблемами. Многие из них ставят целью помощь клиенту в самоактуализации, построению жизни в соответствии с его собственным представлении о благе.
Как видим, область запросов лайф-коучинга и терапии может сильно пересекаться. Общий предмет работы - личностные запросы клиентов. Граница между коучингом и терапией с точки зрения предмета работы, несомненно, существует, но все же весьма условная.
Коучинг и терапия: как это работает
Исследования эффективности коучинга проводятся в основном в организационном контексте, зачастую касаются бизнеса, и на данном этапе призваны ответить на вопрос “Эффективен ли коучинг?”. Ответ положительный, но пока ничего не говорится о том почему коучинг эффективен и как это работает.
Известны отдельные исследования про положительный вклад поведения коуча в воспринимаемую участниками самоподдержку и внутреннюю мотивацию, а также роль индивидуальных и групповых факторов работы, однако такие работы до сих пор остаются единичными.
В психотерапии подобные исследования начали проводиться в 1950-х гг., и по сей день интенсивно изучается эффективность разных психотерапевтических методов, а также проводятся мета-анализы результатов терапии.
Сенсационным стал вывод о том, что различные терапии показывают примерно одинаковую эффективность. Это, в частности, объясняется наличием общих факторов, ключевых для позитивных изменений. К ним относятся: теплота и поддержка, внимание к клиенту, надежность психотерапевта, некоторая доля суггестии, ожидание и запрос на улучшение.
По экспертным опросам в коучинговой среде основополагающими факторами эффективности коучинга принято считать качество коучингового присутствия специалиста, доверительные отношения и глубинное слушание, из которых рождаются продвигающие вопросы.
Коуч: знать и уметь
Мы провели обзор требований к компетенциям, которые выдвигают 6 профессиональных объединения коучей: Международная федерация коучинга (ICF), Ассоциация коучинга (АС), Международная ассоциация коучинга (IAC), Международное сообщество коучинга (ICC), Европейский совет по менторингу и коучингу (ЕМСС) и Ассоциация русскоязычных коучей (АРК).
Некоторые организации делают акцент на использовании коучами специфических техник и моделей (EMCC). Другие (ICF) неявно подразумевают, что коуч силен не техниками и моделями, а присутствием, поэтому использование техник, напротив, не поощряется.
В остальном все перечисленные организации практически единодушны в списке компетенций:
- соответствие этическим нормам профессии;
- заключение коучингового соглашения;
- развитие доверительных отношений с клиентом;
- включенность коуча в процесс и управление собственным состоянием;
- активное слушание;
- умение задавать продвигающие вопросы;
- прямая коммуникация и обратная связь;
- создание условий для возникновения инсайтов у клиента;
- содействие в исследовании новых возможностей для клиента и проектировании новых действий;
- создание плана, исследование ресурсов и оценка реализации действий;
- постоянное саморазвитие коуча в профессии.
Терапевт: знать и уметь
Еще одним из способов понять, где проходит демаркационная линия между разными типами помогающих практик, - посмотреть, а что составляет ядро профессиональных компетенций у специалистов.
В модели компетенций терапевта выделяются универсальные и специфические относительно подхода, в котором он работает.
Модель универсальных компетенции, разработанная в лаборатории консультативной психологии и психотерапии ПИ РАО, включает следующие:
- профессионализм: понимание своей компетенции и постоянное развитие;
- управление процессом терапии: способность определять фокус, направление и границы работы;
- создание и развитие отношений: контакт с клиентом и управление трудностями;
- работа с изменениями: умение выбирать уместные и эффективные интервенции;
- результаты: способность резюмировать, оценивать и поддерживать результаты.
Как легко заметить, общие факторы эффективности терапии совпадают с основными компетенциями коуча: это сеттинг, доверительные отношения, фокус на клиенте, партнерство. А если сравнивать с отдельными терапевтическими подходами, сфокусированными на решении проблем (ОРКТ, КБТ), то совпадает и часть специфических компетенций, относящихся к структурированию сессии и постановке целей работы.
Чего нет в коучинге - это концептуализации проблемы, определения мишени терапевтического воздействия. Зато существует направление так называемого трансформационного коучинга, которое стремится работать на глубинном уровне психики, исследовать и менять убеждения клиента, прорабатывать страхи и внутренние ограничения. В отличие от терапии в коучинге предполагается, что решение о направлении приложения усилий принимает сам клиент.
Коучинг и терапия основываются на общих факторах эффективности, однако коучинг работает в зоне условной нормы, в то время как сфера применения терапии шире. Поскольку понятие нормы весьма условно, то крайне важным для коуча является умение определять границы своей компетентности, проводить предварительную диагностику на предмет возможности работы в формате достижения целей.
Авторы статьи: Елена Щербина - коуч ACC, ментор, ведущая тренинга "Основы коучинга" и Кисельникова Наталья - кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО
Профиль Елены в Facebook Профиль Натальи в Facebook