Коучинг и психотерапия. Сходство и различие

Появление новых направлений помогающих практик — выраженная тенденция последних лет. Все они направлены на повышение качества жизни и психологического благополучия. Возникают вопросы: «Есть ли качественные отличия между лайф-коучингом и краткосрочной терапией?»

Сегодня существует более 450 терапевтических направлений и продолжают создаваться новые. 

В рамках коучинга также выделяются подвиды, которые различаются областью применения, типом решаемых задач и моделями поведения человека, на которые они опираются.

Мета-анализы 2010 и 2014 гг. показали, что прирост эффективности в психотерапии остановился в 1995 году, несмотря на продолжающееся появление новых школ.

Есть ли пересечения в компетенциях, которыми должны владеть специалисты этих направлений работы? 

 

Коучинг и психотерапия: с чем работаем

Коучинг, как молодая профессия, только начинает получать признание. И если в эффективности коучинга первых лиц в бизнес-среде уже мало кто сомневается, то лайф-коучинг вызывает много вопросов. Не в последнюю очередь потому, что запросы, за которые берутся лайф-коучи, звучат точно так же, как запросы, с которыми работают психологи.

Коучинг можно определить как процесс, который позволяет клиенту задуматься и исследовать, кто он, что для него важно, в чем его сильные стороны, сложности, что он может сделать для желаемых изменений.

Коучинг всегда направлен на достижение результата, предполагает партнерство коуча и клиента. Сами коучи, отвечая на вопрос “что такое лайф-коучинг?”, чаще всего определяют его через противопоставление психотерапии и консультированию.

Коучинг - про здоровую личность, достижение целей, направленность в будущее, активную позицию и ответственность за свою жизнь. Терапия представляется как практика для людей с нездоровой психикой, проблемных, застрявших в негативных эмоциях, нуждающихся в помощи.

В реальности такая трактовка является слишком сильным упрощением, так как далеко не все направления терапии позиционируют себя как направленные на работу с нарушениями/расстройствами и даже проблемами. Многие из них ставят целью помощь клиенту в самоактуализации, построению жизни в соответствии с его собственным представлении о благе.

Как видим, область запросов лайф-коучинга и терапии может сильно пересекаться. Общий предмет работы - личностные запросы клиентов. Граница между коучингом и терапией с точки зрения предмета работы, несомненно, существует, но все же весьма условная.

 

Коучинг и терапия: как это работает

Исследования эффективности коучинга проводятся в основном в организационном контексте, зачастую касаются бизнеса, и на данном этапе призваны ответить на вопрос “Эффективен ли коучинг?”. Ответ положительный, но пока ничего не говорится о том почему коучинг эффективен и как это работает.

Известны отдельные исследования про положительный вклад поведения коуча в воспринимаемую участниками самоподдержку и внутреннюю мотивацию, а также роль индивидуальных и групповых факторов работы, однако такие работы до сих пор остаются единичными.

В психотерапии подобные исследования начали проводиться в 1950-х гг., и по сей день интенсивно изучается эффективность разных психотерапевтических методов, а также проводятся мета-анализы результатов терапии.

Сенсационным стал вывод о том, что различные терапии показывают примерно одинаковую эффективность. Это, в частности, объясняется наличием общих факторов, ключевых для позитивных изменений. К ним относятся: теплота и поддержка, внимание к клиенту, надежность психотерапевта, некоторая доля суггестии, ожидание и запрос на улучшение.

По экспертным опросам в коучинговой среде основополагающими факторами эффективности коучинга принято считать качество коучингового присутствия специалиста, доверительные отношения и глубинное слушание, из которых рождаются продвигающие вопросы.

Коуч: знать и уметь

Мы провели обзор требований к компетенциям, которые выдвигают 6 профессиональных объединения коучей: Международная федерация коучинга (ICF), Ассоциация коучинга (АС), Международная ассоциация коучинга (IAC), Международное сообщество коучинга (ICC), Европейский совет по менторингу и коучингу (ЕМСС) и Ассоциация русскоязычных коучей (АРК).

Некоторые организации делают акцент на использовании коучами специфических техник и моделей (EMCC). Другие (ICF) неявно подразумевают, что коуч силен не техниками и моделями, а присутствием, поэтому использование техник, напротив, не поощряется. 

В остальном все перечисленные организации практически единодушны в списке компетенций:

  • соответствие этическим нормам профессии;
  • заключение коучингового соглашения;
  • развитие доверительных отношений с клиентом;
  • включенность коуча в процесс и управление собственным состоянием;
  • активное слушание;
  • умение задавать продвигающие вопросы;
  • прямая коммуникация и обратная связь;
  • создание условий для возникновения инсайтов у клиента;
  • содействие в исследовании новых возможностей для клиента и проектировании новых действий;
  • создание плана, исследование ресурсов и оценка реализации действий;
  • постоянное саморазвитие коуча в профессии.

 

Терапевт: знать и уметь

Еще одним из способов понять, где проходит демаркационная линия между разными типами помогающих практик, - посмотреть, а что составляет ядро профессиональных компетенций у специалистов.

В модели компетенций терапевта выделяются универсальные и специфические относительно подхода, в котором он работает.

Модель универсальных компетенции, разработанная в лаборатории консультативной психологии и психотерапии ПИ РАО, включает следующие:

  • профессионализм: понимание своей компетенции и постоянное развитие;
  • управление процессом терапии: способность определять фокус, направление и границы работы;
  • создание и развитие отношений: контакт с клиентом и управление трудностями;
  • работа с изменениями: умение выбирать уместные и эффективные интервенции;
  • результаты: способность резюмировать, оценивать и поддерживать результаты.

 

Как легко заметить, общие факторы эффективности терапии совпадают с основными компетенциями коуча: это сеттинг, доверительные отношения, фокус на клиенте, партнерство. А если сравнивать с отдельными терапевтическими подходами, сфокусированными на решении проблем (ОРКТ, КБТ), то совпадает и часть специфических компетенций, относящихся к структурированию сессии и постановке целей работы.

Чего нет в коучинге - это концептуализации проблемы, определения мишени терапевтического воздействия. Зато существует направление так называемого трансформационного коучинга, которое стремится работать на глубинном уровне психики, исследовать и менять убеждения клиента, прорабатывать страхи и внутренние ограничения. В отличие от терапии в коучинге предполагается, что решение о направлении приложения усилий принимает сам клиент.

Коучинг и терапия основываются на общих факторах эффективности, однако коучинг работает в зоне условной нормы, в то время как сфера применения терапии шире. Поскольку понятие нормы весьма условно, то крайне важным для коуча является умение определять границы своей компетентности, проводить предварительную диагностику на предмет возможности работы в формате достижения целей.

 

Авторы статьи: Елена Щербина - коуч ACC, ментор, ведущая тренинга "Основы коучинга" и Кисельникова Наталья - кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО

Профиль Елены в Facebook     Профиль Натальи в Facebook

 

 

Просмотров: 2844 раз

ПроКоучинг

ИП Сахарова Ольга Владимировна
ИНН262607465886 / ОГРНИП314774608001211

Перед закрытием