Но не все готовы искать ответы, многие просто ждут рекомендаций. Одни привыкли перекладывать на меня (и других людей) ответственность за результат.
Другие стоптали много башмаков в попытках решить свою проблему и не знают, что делать дальше.
И если такое происходит на групповом обучении в тренинге, то я:
- открыто заявляю участникам, что я злой и ужасный тренер;
- анонсирую следующую активность, сопровождая ее интригой «именно это мы сейчас и узнаем»;
- возвращаю участникам ответственность за поиск решения, его реализацию и оценку последствий, напоминая: «Пока ты перекладываешь ответственность на других, ты ничего не решаешь в своей жизни»;
- призываю разрешить себе нестандартно мыслить и «переконструировать» известные решения этой ситуации под имеющуюся реальность;
- хвалю, и делаю это много, часто, по поводу и без, находя в их рассуждениях, решениях и действиях мельчайшие крупицы уникальности.
В роли коуча я действую несколько иначе:
- никак и ничем не показываю, что я «злой» коуч. Это получается легко, ведь это лишь тактика, которая никак не влияет на отношения с клиентом;
- в начале каждой сессии я говорю чемпиону, что самые лучшие решения уже есть в нем, и если он разрешит себе и мне заглянуть на территорию возможностей, то я проведу его к ним;
- если часто слышу в речи клиента фразу «я не знаю», то обязательно отвечаю «и я не знаю», причем делаю это совершенно искренне, демонстрируя при этом полную растерянность, недоуменно пожимая плечами и не отводя от него пристального взгляда;
- и если клиент продолжает сбегать от ответа в привычное «я не знаю», начинаю окутывать его вопросами, которая, словно липкая паутинка, помогает ему выудить ценные наблюдения из своего опыта (созданного ранее или в ходе нашего разговора):
• Была ли похожая ситуация у твоих знакомых?
• Что именно они делали?
• А что ты думаешь об этом?
• Как бы ты поступил на их месте?
• Какой вариант из озвученных тобой мог бы принести наилучший результат?
• А какие варианты из того, что ты перечислил, могут сработать в твоей ситуации?
• Готов ли ты это проверить?
Чтобы чемпион снова не вернулся в привычное состояние мысленного тупика, задавайте вопросы не про него, а про похожие ситуации.
Так ему будет проще перейти в роль наблюдателя и убрать эмоциональный заряд из своей ситуации.
Тактика «Я — злой тренер и коуч» приносит невероятные результаты.
Именно этот прием помогает человеку реализовать предложенный шанс, научиться проактивно мыслить, активно искать варианты решений и выбирать уникальный путь к заветной цели.
Со временем малые тактические действия обрастают малыми победами, и очень быстро переходят из разряда разовых авантюр в сильную жизненную стратегию.
Автор статьи - Ольга Лунина, коуч Вашего совершенства и проводник в создании уникального алгоритма счастья.