Стол менторов (структура метода)

Оцените материал
( голосов: 5 )

С благодарностью автору Мэрилин Аткинсон

В этой статье я бы хотела рассказать о невероятно красивом и вдохновляющем коучинговом инструменте. Называется он «Стол менторов» или «Совет директоров».

Красивый – потому что сам процесс и результаты завораживают. Описывать его всё равно, что пытаться описать, какие картины висят в Третьяковской Галерее.

Чтобы понять – нужно просто в нем побыть.

И для вас у меня есть замечательное предложение. Прожить этот инструмент с одной из моих клиенток, Марией, которая согласилась записать для вас демонстрационную аудио-версию нашей коуч-сессии.

Мне хотелось сделать покороче, чтобы просто показать суть работы. Но также хотелось и для Марии максимальных результатов, а ещё чтобы слушатели прожили весь инструмент таким, какой он есть, а не короткую «демку на отработку».

Применяется этот инструмент, когда клиенту сложно принять решение, он колеблется между «двух огней», или никак не может поверить в себя и начать уже движение вперед.

«Стол менторов» — это своеобразное благословение самому себе. И именно оно бывает самым важным

После аудио-записи я приведу алгоритм этого упражнения и свои наблюдения о том, как оно работает эффективнее.

Но!

Если вы не профессиональный коуч или психолог, не используйте этот инструмент самостоятельно, особенно с близкими людьми! Он слишком близок к психотерапии и вы можете не справиться с реакциями вашего коучИ (так в коучинге называют клиента, это французское слово, поэтому для нас звучит так странно).

Также этот инструмент не подходит для самокоучинга, т.к. ваше собственное сознание будет блокировать процессы визуализации. И правильно будет делать, потому что в противном случае вы можете погрузиться в «самотранс». А это не самая лучшая затея.

Итак, слушаем...

Какие у вас впечатления? На что обратили внимание в упражнении? Что подметили?

А теперь об алгоритме работы. Он не так поэтичен, как сам процесс. И сейчас вы в этом убедитесь.

Сделаю оговорку, что вариации упражнения могут быть разными, я привожу свой алгоритм. Так, как мне кажется, лучше всего срабатывает этот инструмент.

1. У клиента есть вопрос. На этот вопрос он никак не может найти ответ.

В этом упражнении важно выделить ОДИН вопрос, чтобы сфокусировать сознание.

2. Вы спрашиваете, у каких трех персонажей клиент хотел бы попросить совета. Это может быть совершенно кто угодно.

Я специально говорю «персонажи», т.к. не всегда клиент захочет позвать человека. В нашем примере одним из персонажей стал художественный герой. А еще двое уже ушедших людей – именно здесь проходит тоненькая связь с психотерапией. Потому что ушедший родственник может вызвать к памяти непережитые эмоции, и вы должны быть готовы с этим справиться.

Кого еще могут позвать? Бога, Ангела-хранителя, себя через 20 лет, мудрую змею или ловкую кошку и еще множество и множество вариантов.

Я также всегда настаиваю именно на трех персонажах и не разрешаю останавливаться на двоих. Т.к. именно третий персонаж часто вносит именно то, что ранее человеку в голову не приходило.

3. Предлагаете клиенту пригласить этих троих гостей в любое место, где ему хотелось бы с ними пообщаться.

Существуют варианты, когда сначала выбирают так называемое «ресурсное место», а потом уже говорят о гостях. На мой взгляд, это не совсем удачное решение, т.к. если у человека рабочий вопрос, а в качестве такого места он выберет поляну на Тибете... там ему вряд ли захочется думать о работе.

4. Делаете с клиентом полную визуализацию этого места. Используя все три канала восприятия (ВАК)

Уделите внимание этому пункту. Обратите внимание в нашем примере, что картинка у клиента ожила после того, как появились фиалки на окнах. Блокировка эмоционального и рептильного мозга снялась после этого момента.

5. Приглашаете первого гостя. Клиент сам определяет, кто это будет

Попросите клиента описать гостя, как он выглядит, что делает, что говорит и т.д., куда садится.

6. Задаете первому гостю ОДИН вопрос и просите внимательно выслушать ответ.

Фокусируйте клиента на том, что у него есть возможность задать один вопрос и выслушать ответ. Не позволяйте дискутировать с гостем или оценивать сказанное им. Мы просто слушаем. Также, если видите, что разговор идет в сторону психотерапевтической беседы (о том, какой был этот человек и как мне не хватает его сейчас и т.п.), снова возвращайте клиента в правила игры «Сейчас он пришел, чтобы ответить тебе на один вопрос. Задай его!»

7.Когда ответ получен, предложите поблагодарить гостя и где-то его расположить.

Здесь тоже мнения расходятся. Кто-то просит благодарить именно вслух, а кому-то достаточно, чтобы клиент сделал это про себя. Я предпочитаю все-таки услышать благодарность вслух, т.к. таким образом мы еще больше запутываем наше логическое мышление. А именно это мы пытаемся сделать, чтобы добиться творческого решения или укрощения внутреннего критика.

8. Повторяем пункты 5-7 со вторым и третьим гостем.

9. Когда выслушаны все ответы, сообщаем клиенту, что гостям пора уходить.

Гости встают, готовые покинуть его, но на прощание говорят общее напутствие... Что это? Попросите клиента внимательно выслушать.

Лично мне нравится именно общее напутствие ото всех гостей, хотя видела и другие варианты. Напутствие – это почти благословение, это всегда бывают очень важные для клиента слова, которые помогают ему соприкоснуться со своими ценностями, с верой в себя.

10. Гости прощаются и уходят, а мы возвращаемся в наше «здесь и сейчас» и резюмируем итоги беседы.

Возвращайте клиенту именно его слова, не заменяйте их синонимами, которые вам кажутся более уместными. Не делайте этого ни в коем случае!

11. Ну и конечно, вычленяем самое ценное, обсуждаем первый шаг, и не забываем, что в начале упражнения работаем тоном волшебника.

Надеюсь, что этот небольшой экскурс станет полезным для вас в наработке своего коучингового мастерства.

Успехов вам и новых побед!

Просмотров: 7455 раз

ПроКоучинг

ИП Сахарова Ольга Владимировна
ИНН262607465886 / ОГРНИП314774608001211

Перед закрытием