Как научиться слышать собеседника?

Выражение «активное слушание» стало давно привычным, и мы всячески демонстрируем собеседнику внимательное отношение. «Продвинутые» слушатели отзеркаливают, принимая нужную позу, подстраиваясь по дыханию, усиленно кивая и «угукая», но это не срабатывает.

В какие моменты важна эффективная коммуникация? Когда мы хотим чего-то добиться от собеседника и склонить его на свою сторону.

Но именно это является причиной сбоя, так как, старательно включая «правильное слушание», мы в этот момент слышим только себя и учитываем лишь те аргументы, которые необходимы для получения нужного нам результата.

В итоге мы почти не воспринимаем доводы собеседника и не улавливаем того, что он пытался до нас донести, обосновывая свою точку зрения. Не дослушав его до конца, мы на каждую сказанную фразу готовим контраргументы.

Для эффективной коммуникации необходимо нарабатывать навык эмпатического слушания. Внешне оно ничем не отличается от активного – вы «угукаете», подстраиваетесь, киваете, но при этом еще и внимательно слушаете собеседника.

Не просто дать ему выговориться, а постараться понять — что именно он говорит, какими мотивами руководствуется, что хочет получить. Важно при этом исключить версию о том, что он просто действует наперекор вам.

Если вы поймете истинные цели собеседника и его видение конечного результата, вам вместе удастся найти компромиссное решение. Но это сработает лишь в том случае, если вы осознаете собственные цели, а не стремитесь просто настоять на своем.

Приведу в качестве примера эпизод из своей hr-практики. Мы подбирали кандидата на вакансию начальника отдела. Было отобрано 5-7 претендентов из числа лучших сотрудников. Все они были достойны занять эту должность, и у каждого был богатый опыт эффективных коммуникаций.

Всем кандидатам была предложена деловая игра (авторы «Экопси Консалтинг»), по условиям которой каждый претендент рассчитывал занять конкретный кабинет в здании компании, но мы предлагали ему занять другое помещение.

Им необходимо было провести переговоры и привести достойные аргументы, чтобы в итоге получить ключи от заветного помещения. Все претенденты выдвинули несколько обоснований того, почему конкретный кабинет должен принадлежать именно ему.

Среди аргументов упоминались близость бухгалтерии, большое окно, размер комнаты. Все эти условия были объективными и легко выполнимыми, но лишь один кандидат постарался разобраться в ситуации и услышать истинные мотивы коллег в ходе группового обсуждения.

Все остальные считали, что цель этого задания — проявить качества руководителя, доказать собственную правоту и заставить других согласиться с их точкой зрения. Стоит ли говорить о том, кто в итоге стал начальником отдела?

Помните: ваша цель в любом диалоге — не доказать свою правоту собеседнику, а найти решение, которое будет выгодно всем участникам. И прежде, чем отстаивать свою точку зрения, попробуйте понять — чего хочет ваш собеседник.

 

Просмотров: 2079 раз

ПроКоучинг

ИП Сахарова Ольга Владимировна
ИНН262607465886 / ОГРНИП314774608001211

Перед закрытием