В коучинге подростков много нюансов и подводных камней.
Со взрослыми прохождение этапа коучинговой стрелы «Создание опыта» проходит легко и гладко, так как у них есть жизненный опыт, знания и уже сформированная точка зрения на многие ситуации.
Подросткам сложнее, так как они не приучены думать самостоятельно. В рамках школьной системы и внутрисемейных отношений за них все решают родители или учителя: как думать, что читать, как себя вести и т.д.
Поэтому подростку бывает сложно выразить собственное мнение в диалогах с коучем.
Детям важно, чтобы человек, сидящий напротив, искренне верил, что с ребенком все ОК, и у него есть все ресурсы для достижения заветных целей.
И с согласия своего клиента я хочу рассказать вам об одном контракте, который наглядно продемонстрировал возможности коучинга с клиентами школьного возраста.
Первая сессия с Сергеем (имя изменено) была ознакомительной, и на ней мы разговаривали на разные темы: что его интересует и доволен ли он тем, что происходит в его жизни.
В создании раппорта очень помогал юмор. После этой встречи Сергей сказал: «Вы заставили меня думать. И это было весело».
На второй сессии Сергей поднял вопрос «Взаимоотношения с учителем». Изначально запрос звучал негативно: «Почему она меня дико бесит?».
Большая часть коуч-сессии была была посвящена тому, чтобы переформулировать отрицательный запрос в положительный.
Это было важно, так как точная формулировка запроса помогала перевести задачу в в зону его контроля.
Мы плавно переходили от варианта «Чтобы она меня бесила хотя бы чуть-чуть» к новой формулировке «Чтобы она меня устраивала как учитель».
В конечном итоге вышли на запрос «Я хочу, чтобы у меня было ровное отношение к географичке».
Что отличает запросы школьников?
— Фразы в большинстве случаев формулируются в отрицании «Чего я НЕ хочу»;
— Фокус контроля постоянно съезжает на кого-то другого;
— Не всегда есть понимание личной зоны ответственности.
Мышление детей довольно образное, ведь они любят и умеют мечтать. И на вопрос : «А что ты хочешь вместо этого?», всплывают фантастические картины с применением разнообразных магических предметов.
Коучу важно соблюсти баланс: не убив в ребенке мечтателя, дать возможность проявиться реалисту. В этом ему могут помочь такие вопросы:
— А что ты можешь сделать в этой ситуации?
— А что еще ты можешь предпринять, чтобы твоя мечта стала реальностью?
И потихоньку ребенок начинает задумываться, в тишине трансформационных пауз рождаются робкие ответы.
И вот уже у подростка горят глаза. Ведь он придумал нечто новое, причем то, что в силах реализовать самостоятельно.
Он внезапно осознает, что для получения желаемого результата нужно сделать лишь несколько простых действий.
На третьей сессии я предложила Сергею проделать технику Филиппа Гузенюка «Наши учителя».
Она эффективна в ситуациях, когда есть люди, которые нас раздражают по непонятным причинам.
Если эти люди нам не нравятся, значит, в этот момент они чему-то нас учат.
Я задала Сергею вопрос: «Какое качество помогает этому учителю себя так вести?». Он ответил: «Спокойствие! Оно так меня бесит!»
Следующий вопрос: «А как ты думаешь, в каких ситуациях умение сохранять спокойствие может тебе пригодиться?» заставил его задуматься.
В результате подросток пришел к выводу, что спокойствие полезно в любом общении: со сверстниками, семьей, педагогами.
«Если бы я в каких-то ситуациях говорил более спокойно, мне бы это точно помогло», — ответил Сергей.
На последней коуч-сессии я предложила поиграть во «Внутреннюю игру» Тимоти Голви, чтобы подросток понимал, как он может фокусировать свое внимание в ответственных ситуациях.
С помощью «Китайского меню» мы поисследовали разные варианты поведенческих реакций. А потом началось настоящее творчество.
Сергей проверял на практике прием, которому дал условное название «Повышаем до удава». В результате в арсенале приемов подростка появилас внутренняя шкала спокойствия, где 10 баллов означало «Спокоен как удав».
Сергей понял, как по реакциям своего тела сможет отслеживать уровень спокойствия во время общения с учительницей по географии и мысленно повышать его.
Все начинается с нас
Когда меняемся мы — меняется и наше окружение. Итак, три шага по созданию спокойных отношений с учителями.
Шаг первый. Фокус внимания переместить с учителя на себя. Например, с «пусть она от меня отстанет» на «как спокойно на нее реагировать». Такая формулировка помогает подростку найти неожиданные решения.
Шаг второй. Применить технику «Наши учителя» и найти достойное применение качества, которое явно демонстрирует учитель в общении с учащимися.
Шаг третий. Предложить ребенку поиграть во «Внутреннюю игру», для которой ему нужно найти значимую переменную, за которой он сможет наблюдать во время общения с учителями.
Например, уровень интереса к теме урока или количество интересных фактов, число рук, поднятых одноклассниками. Или можно поиграть в успешного ученика, который с легкостью усваивает новые темы.
В эту игру рекомендуется играть несколько уроков подряд, чтобы потом отследить полученные результаты.
По словам Филиппа Гузенюка, здесь важно «найти такую переменную, которая снизит внутреннее напряжение, а не повысит его».
Как писала известный разработчик игр Джейн Макгонигал: «Я знаю две вещи наверняка: мы можем создать любое будущее, какое пожелаем, и мы можем играть в любую игру, в какую захотим».