Как подготовиться к коуч-сессии

Прежде искусства было ремесло. Произведения искусства находятся в музеях и коллекциях. Ими восхищаются, по ним учатся, им подражают. А ремесленные изделия есть в любом доме, так как они приносят пользу здесь и сейчас. И если коучинг является ремеслом, то как им можно овладеть?

Авторитет мастеров коучинга не должен пугать новичков своей недоступностью. Техники и приемы можно освоить, а кажущаяся легкость их применения — результат практики и анализа ошибок.

Базовые коучинговые модели хорошо известны, и их результативность неоднократно подтверждалась практикой. Как в любом ремесленном производстве, процесс коучинга можно описать в виде технологической карты или инструкции.

Я хочу поделиться собственной методикой подготовки к коуч-сессии, которая помогает отработать любой запрос с положительным результатом для клиента.

Все начинается с визуализации. Я рисую коучинговую стрелу, на которой помещаю важные этапы коуч-сессии в хронологическом порядке.

Коучинговая стрела — не мое изобретение, она подробно описана в книгах Мэрилин Аткинсон и Рэя Чойса. Я использую стрелу в качестве основы для систематизации знаний и навыков, и это помогает мне системно готовиться к встрече с клиентом. Я фокусируюсь на тех этапах сессии, которые по тем или иным причинам требуют пристального внимания.

В моей версии стрелы контракт предшествует установлению раппорта. Раппорт — это процесс, который важно поддерживать в течение всей сессии, сверяясь по контрольным точкам и отслеживая поведение клиента и собственные ощущения. Спокойное, честное, открытое обсуждение контракта до формального начала сессии позволяет установить первичный раппорт и перейти к обсуждению цели.

Для чего я выношу цель за пределы контракта? Во-первых, желаемый результат может появиться уже на этапе формулирования цели, и мне как коучу важно, чтобы к этому моменту контракт уже был заключен. Во-вторых, необходимо формально разделить цели. Цель контракта и цель сессию поначалу могут звучать одинаково, но зачастую после нескольких вопросов клиент меняет формулировку запроса на сессию. Это влияет на результативность контракта и помогает удержать клиента в рамках обсуждаемой проблемы.

«Вначале было Слово. А потом из него был сотворен мир, земля, небо, звезды, вода ивсе остальное». Точка «Б» должна быть сформулирована предельно точно. Каждый вопрос коуча и каждое слово клиента могут вдохнуть жизнь в заветную цель, а точность формулировок помогает ее воплотить. Чем подробнее мы обсуждаем точку «А» (текущая ситуация), тем проще выявить ее отличия от точки «Б» (желаемое состояние), а затем описать шаги к достижению цели.

Шаги формируются лишь тогда, когда уже ясно, чем нынешняя ситуация не устраивает клиента, и как именно он хочет ее изменить. На этом этапе он не просто принимает ответственность за собственную жизнь, но и берет на себя обязательства по внедрению изменений. Задача коуча — зафиксировать эти обязательства в виде конкретных задач, где есть ответственное лицо (клиент), срок (дата реализации), ресурс (что необходимо для реализации задачи) и контрольные точки для отслеживания динамики ее реализации.

Подведение итогов — важный этап, который нельзя отдавать на откуп клиенту. Сократ когда-то пошутил: «Структура публичной речи проста: сначала скажи, что ты собираешься сказать, затем скажи это, затем поясни, что ты сейчас сказал». На этапе фасилитации я суммирую все, что сказал клиент, относительно принятых им решений. Важно при этом оставить последнее слово за клиентом: «Правильно ли я понимаю, что...». Вопрос «Что было ценным для вас в этой сессии?» добавляет значимости результатам, полученным клиентом, и закрепить позитивный настрой.

Немаловажным этапом подготовки к коуч-сессии является самокоучинг, и здесь коучу стоит задать себе вопрос: «А зачем лично мне участие в этой сессии?». Иногда у начинающего коуча может возникнуть соблазн уйти от ответственности за результат клиента. Часто коуч рассуждает так: «Клиент несет ответственность за свою жизнь, взятые обязательства и выполнение намеченных шагов». Но вот что важно: успех коуча измеряется успехами его клиентов. Это дает мне право и обязанность звонить клиентам и спрашивать: «Как ваши дела?».

Ответственность клиента за результат — это концепция, которую коуч использует как инструмент. Коуч не может совершить действия за клиента, но он может напоминать о том, что без активных действий самого клиента чуда не произойдет. Результативных вам сессий!

 

Просмотров: 3849 раз

ПроКоучинг

ИП Сахарова Ольга Владимировна
ИНН262607465886 / ОГРНИП314774608001211

Перед закрытием