В статье «А, может, просто в отпуск?» мы рассматривали кейс, когда клиентка попала в ловушку эмоционального выгорания, но ошибочно приняла это состояние за желание сменить профессию.
Устать можно даже от любимого дела, но в этом случае после непродолжительного отдыха вкус к жизни быстро возвращается.
Но давайте представим: клиент пребывает в ресурсном состоянии (полон сил и энергии) и хорошо понимает, что занимается не своим делом.
Он осознает, к чему лежит душа и имеет твердое намерение сменить сферу профессиональной деятельности. Частый камень преткновения — деньги. Сложно оставить дело, которое кормит.
Нужно сначала создать безопасную среду для развития и правильно рассчитать сроки, которые потребуются для выхода на привычный уровень доходов в новой сфере.
Вероника много лет проработала в крупной компании, продвигаясь по служебной лестнице. Плюсы были очевидными: успешная карьера, растущие доходы, возможность путешествовать.
Любовь к туризму стала отдушиной, и она с огромным удовольствием организовывала поездки себе, родным и друзьям.
Достигнув статуса заместителя директора, поняла, что наступил кризис, выразившийся в накопившемся стрессе и неудовлетворенности жизнью и работой. И Вероника решилась на перемены.
Она пошла учиться, получила диплом, уволилась из компании, открыла туристическое агентство и начала строить собственный бизнес.
Финансовая подушка быстро таяла, агентство несло значительные убытки, и через год Вероника вынуждена была его закрыть.
Поскольку финансовый вопрос был очень острым, она запаниковала и вернулась на прежнее место работы. Но мечта не отпускала, и женщина решила обратиться к коучу.
Ей хотелось разобраться с имеющимися страхами, обрести уверенность в себе и осознать разницу между ролями управленца в крупной компании и предпринимателя малого бизнеса.
В новом бизнесе сочетались ее главные ценности — свобода выбора, самореализация через путешествия с желаемым образом жизни.
Работа в корпорации соответствовала таким же важным ценностям — стабильность и финансы, символизирующие безопасность.
Вероника поставила цель: создать успешный бизнес, который соответствует всем ценностям, обозначенным выше.
Для этого требовалось создать иное восприятие себя, освоить новую идентичность и развить навыки, соответствующие этой роли.
Второй заход в создании бизнеса был более осознанным, размеренным и просчитанным, так как коучинговый контракт развивался сразу в нескольких направлениях и длился почти 2 года с перерывами.
Первые 2 месяца мы встречались каждую неделю, и Вероника искала и развивала в себе смелость и уверенность, собирала и пересчитывала гербарий своих «гремлинов», училась их обходить.
Ей было важно составить новую дорожную карту, обозначить на ней имеющиеся ресурсы, а затем на основе этого рассчитать возможные маршруты.
Первые сессии были посвящены тому, чтобы прописать возможные шаги, и при этом важно было сделать все это не так, как в прошлый раз, а как-то иначе.
И при каждой попытке как чертик из табакерки выскакивал критик и обесценивал только что составленный план.
Могу признаться: мне, как коучу, было сложно обходить страхи имеющегося неудачного опыта и уклоняться от колкостей критика, который защищал Веронику от боли и разочарования.
Только на 6-7 сессии к Веронике пришло понимание, что она считает себя владельцем бизнеса только в мечтах. В реальности она — хороший управленец, умело распоряжающийся ресурсами.
Она осознала, что задачи, которые она решает постоянно, — тактические, а владельцу бизнеса нужно уметь решать стратегические задачи, а для этого важно обладать более масштабным видением.
С этим осознанием она пропала на все лето. Осенью мы возобновили работу, и к тому моменту Вероника уже самостоятельно определила свои сильные и слабые стороны управленца и предпринимателя.
Продолжая работать по найму, она постепенно увеличивала финансовую подушку безопасности и наращивала клиентскую базу.
Второй заход в коучинге начался с создания образа бизнес-партнера, который, как и она, должен был быть увлечен туризмом, при этом обладать предпринимательскими качествами и компетенциями, которых ей недоставало.
Она начала активный поиск такого человека и параллельно развивала свое мышление в роли создателя систем. В этом ей помогали книги и биографии известных бизнесменов.
Вместе с коучем она с удовольствием построила колесо будущих компетенций, где неожиданно на первый план вышло творчество.
Ей хотелось творить и созидать, причем лишь для того, чтобы прочувствовать сам процесс творчества. Найдя новое хобби, она снова приостановила работу с коучем.
Через год Вероника снова вышла на связь, и к этому моменту у нее уже был партнер. Вместе с ним она составила единое стратегическое видение — какую компанию они хотят создать.
И запрос на работу с коучем заключался в соединении видения с тактическими задачами, расстановке приоритетов, фокусировке внимания, распределении зон ответственность с прописыванием конкретных шагов.
На очередную сессию они пришли вдвоем, и коуч выступил в роли фасилитатора невероятного творческого процесса.
Следующие две-три встречи были посвящены вопросам поддержки в реализации конкретных решений.
Веронике было важно соединить каждую тактическую задачу с ценностями и идентичностью, чтобы все — от вида из окна до общения с персоналом — радовало и вдохновляло ее на новые действия.
При этом Вероника продолжала скрупулезно отслеживать обороты и точно знала цифру, достижение которой позволит ей уволиться из компании.
Ключевые моменты эффективности контракта с коучем были описаны Вероникой так:
«Раньше мелкие задачи — открыть офис, взять менеджеров, дать рекламу — воспринимались как разрозненные действия, которые важно было делать в привязке к дедлайнам.
И клиентов не было. А сейчас у нас есть концепция и видение. Теперь важно делать каждый шаг не быстро, а точно.
При этом любое действие должно вписаться в общую картину того, чего мы хотим. И мы можем корректировать свои действия по ходу, почти не отклоняясь от намеченного плана».
Это был путь Вероники, и она успешно реализовала дозволенный себе второй шанс. А какой путь подходит именно вам?