Как сменить профессию

Вместе с Алией Беляевой, карьерным консультантом, руководителем интернет-проекта «О поиске работы- легко и позитивно» мы обсудили, чем коучинг может помочь, если перед вами стоит вопрос смены профессии.

Вот основные вопросы, которые мы обсудили во время беседы:

  • Как коучинг может помочь при смене профессии?
  • Ваши страхи – вам в помощь!
  • Формула коучинга: 3 энергии и 1 сопротивление.
  • Методики коучинга: «Прогулка к видению», «Стратегия Диснея»;
  • Что делать, если в вашей ситуации смена профессии вам кажется невозможной (ваши ограничения);
  • Что делать, если ваше окружение против смены профессии (как сделать окружение вашим ресурсом).

Итак, слушайте – КАК СМЕНИТЬ ПРОФЕССИЮ.

Ольга Козлова
коуч, психолог
Алия Беляева
карьерный консультант

Если для вас актуальна тема смены профессии, то больше информации об этом читайте в проекте Алии Белявой .

Или читайте:
Алия Беляева Здравствуйте, друзья!

Мы продолжаем нашу тему «Как сменить профессию».
Сегодня у нас в гостях Козлова Ольга. Это психолог, специалист по управлению персоналом и коуч. Также она – руководитель интернет-проекта «О коучинге-просто». Ольга, привет!

Ольга Козлова Привет, Алия! Всем добрый день!

А.Б. В прошлый раз мы говорили с психотерапевтом Натальей Филипповой о смене профессии с точки зрения психотерапии. Сегодня я пригласила Ольгу, чтобы обсудить эту тему также с точки зрения коучинга.

Ольга, ты и психолог, и коуч. Скажи, пожалуйста, в чем преимущество именно методик коучинга? Применительно к нашей теме «Как сменить профессию» -чем коучинг может помочь в этой ситуации людям?

О.К. Коучинг близок к психологии и психотерапии. Но специфика его в том, что коучинг всегда привязан к достижению цели. Коуч концентрируется всегда на том, как помочь клиенту именно в достижении своей цели. Если мы говорим о смене профессии, то – как успешно сменить эту профессию; и в меньшей степени на исследовательских психологических аспектах: «…а почему?», «…а почему вы в первый раз выбрали не ту профессию?», «что вас заставляло действовать тогда-то вот так-то?»

Это четкая ориентация на цель, которая у тебя есть: как ты ее будешь достигать, что тебе поможет, что будет мешать, реализация плана действий, который составляется в работе совместно с коучем.

А.Б. То есть мы о прошлом клиента не говорим, а говорим только о его будущем и настоящем, о ресурсах?

О.К. Мы можем говорить о прошлом, это не табу. Но мы говорим о прошлом только с точки зрения имеющегося у человека прошлого опыта, который можно использовать. Мы обсуждаем, как этот опыт можно использовать: «Я так пробовал, у меня так получилось», – это некий ресурс. «А вот так я пробовал, у меня не получалось, поэтому в этот раз я буду разрабатывать свой план действий с учетом этого опыта».
То есть прошлое – это не плохо и не хорошо. Прошлое – это опыт, который мы где сможем – используем, а где не сможем — не будем к нему возвращаться.

А.Б. Тогда сразу задам уточняющий вопрос. Раз уж ты и психолог, и коуч. Как быть с тем, что если какие-то психологические моменты из прошлого, например, страхи, у человека вдруг «вылезают»? Как с этим работать? В рамках коучинга ты рекомендуешь сначала эти моменты решить с психотерапевтом?

О.К. Страхи есть у всех. Это абсолютно нормальная защитная реакция. Коуч тоже может с ними работать. Но страхи тоже бывают разные. Я не работаю со страхами в разрезе психотерапии, отправляю к кому-то из своих знакомых психотерапевтов. Но это уже случаи более серьезные. Если у человека страх такой, что у него все перекрывается, он вообще не может даже говорить об этом.

Если человек может хотя бы говорить о своем страхе, мы можем поработать в форме визуализации, чтобы понять, для чего этот страх.

Страхи… Страхи – они не просто так, они для чего-то. Любой страх – он тебя от чего-то защищает.

Важно понять, от чего он тебя защищает, например, от возможности допустить ошибку, от того, что о тебе плохо подумают. Когда ты понимаешь, для чего тебе нужны страхи, то и страх может начать работать на тебя. То есть коуч приводит в гармонию все направления внутренней энергии, которые у тебя есть. В том числе и страхи. Он направляет их на помощь в достижении цели.
«Если ты боишься ошибки, давай с тобой тогда проговорим, какие возможны ошибки, какие ошибки мы можем предусмотреть, каким образом мы можем выстроить твой план действий так, чтобы эти ошибки минимально повлияли на результат. То есть рационализация, выстраивание всего в одну цепочку, чтобы страхи тоже работали на тебя». Вот так я бы сказала.

Есть такая формула коучинга – эффективность человека, в том числе, достижение цели, равна твой потенциал минус сопротивление. Коуч работает над тем, чтобы взращивать вместе с клиентом его потенциал и над тем, чтобы снижать его сопротивление. Работа со страхами – снижение сопротивления. Чем выше потенциал, чем меньше сопротивление, тем быстрее ты начинаешь продвигаться к достижению своей цели.

А.Б. Да, очень интересно. Тогда рекомендация нашим слушателям о том, когда идти к психотерапевту, а когда к коучу? На мой взгляд, оптимальное решение, может быть, сначала проработать свои страхи с психотерапевтом, а потом легче и быстрее двигаться вперед уже как раз с коучем. Это каждый сам для себя принимает решение.

О.К. Каждый решает сам, да. Стандартная схема работы такова: коучи часто работают в парах с психотерапевтами. Когда ты начинаешь двигаться с коучем к цели, понимаешь, что ты дошла до тупика, все, дальше никак, коуч тебе, собственно, на это укажет и предложит поработать с психотерапевтом. После работы с психотерапевтом можно продолжать движение к цели, работая с коучем. То есть коучинг – это работа от начала до конца для достижения цели. И где-то вполне может быть кусок, который тебе нужно будет проработать с психотерапевтом.

А.Б. Честно говоря, первый раз слышу о том, что в паре работают. Мне кажется, что это очень интересное решение.

О.К. В сертификационном экзамене по коучингу, один из обязательных вопросов в билете был «Укажите телефоны знакомых психотерапевтов».  🙂

А.Б. Здорово! С этим вопросом разобрались. И хочется поговорить про ситуацию смены профессии. По твоему опыту, когда возникает такой вопрос в жизни у людей обычно? В связи с чем?

О.К. Как я говорила, в задачи коуча не входит выяснение, в связи с чем возникла ситуация. Но по факту часто бывает, что люди в первый раз ищут работу и первый раз принимают решение о выходе на работу , не сделав осознанный выбор, а «…мама сказала туда пойти», «…деньги надо было срочно заработать». И подходя к некому возрастному, жизненному этапу, понимает, что идет не туда. Это происходит обычно около 30-ти лет, плюс/минус. И тогда возникают вопросы: «что есть мое призвание?», «где я буду работать эффективно?», «где я буду ходить на работу с удовольствием?».

Смена профессии – это всегда изменение. И есть такая формула в коучинге, что есть:

а) энергия, связанная с недовольством текущей ситуацией,

б) энергия, связанная с видением того, как могло бы быть и

в) энергия понимания первого шага, который ты можешь сделать.

Все это должно быть больше того сопротивления изменению, которое присутствует у каждого человека.

Если совокупность первых трех энергий больше, чем энергия сопротивления, то человек уже задумывается о том, чтобы реально действовать, что-то делать в этом направлении. Тогда вопрос смены профессии становится реальной задачей, а не просто мыслями.

А.Б. То есть, если вопрос становится настолько актуальным для человека, что он больше не может жить дальше также, он хочет что-то поменять.

О.К. Ты правильно сказала. Несколько составляющих – он не хочет жить как раньше, он точно знает, чего он хочет, это его мечта, он готов к ней идти и он понимает, с чего нужно начать. Это три составляющих, которые, если они накапливаются до определенной точки — какая-то больше, какая-то меньше, тогда человек готов двигаться дальше.

А.Б. А если у человека одна из этих трех составляющих есть, допустим, он знает, что ему хочется стать кем-то. Какая-то новая профессия, тем же коучем. Он точно знает, что первый шаг у него, например, пойти учиться. А вот остальных двух составляющих нет. Коуч в процессе коуч-сессии их так же охватывает?

О.К. Обязательно. Это одна из основ того, что помогает человеку двигаться. На самом деле это довольно простые вещи, о которых можно твоим слушателям сейчас рассказать.

Довольно просто взрастить в себе недовольство ситуацией.

Если вы остаетесь в этой ситуации, в такой, какая она сейчас, то чего вы в будущем для себя лишаетесь?

Отвечаем на этот вопрос честно. Все как есть. Чего у тебя не будет в жизни никогда. Отвечаем на вопрос, и эта энергия недовольства ситуацией возрастает.
Вторая составляющая – это видение того, что будет.

Попробуйте представить во всех красках, как вы уже достигли своей цели, уже сменили профессию, кто вы в ней теперь, как вы себя ощущаете, какие люди вокруг вас, что говорят, что вы делаете. И если это видение вдохновляет, если это действительно то, что хочется, то и эта составляющая возрастает.
И первый шаг – выбирается самый простой, самый легкий, как ты пример привела, просто пойти учиться, просто сделать хоть что-то по направлению к своей цели.

А.Б. Ты очень мотивирующе рассказала. Хотя мы обсуждаем не мою цель, но у меня какое-то рвение внутреннее появилось. Здорово!
И по поводу третьего пункта, я согласна с тем, что предлагает коучинг, что должен быть какой-то простой шаг – первый. Такой, чтобы его быстро сделать, чтобы не было ступора внутреннего. Я сама это часто практикую, когда люди что-то планируют глобальное, и не могут в своей жизни никак это начать. Например, в цели «стать коучем», первым этапом может быть прохождение обучения на коуча. А первым шагом —  просто найти в Интернете обучающие центры, позвонить.

О.К. Да, просто найдите школы, просто позвоните, просто узнайте расписание. Так, потихонечку, кирпичик за кирпичиком, потом вдруг оказывается, что ты половину пути прошел.

Еще хотела добавить по поводу мотивации. Существует два вида мотивации. Мотивация «от» и мотивация «к». Бывают люди, которые хотят сменить профессию, например, «Я работаю инженером, но я всю жизнь хотела быть флористом, я так хочу заниматься цветами» – это мотивация «к».

А если человек работает и говорит, например, «Я так не хочу ходить в офис, я не буду ходить в офис. Я хочу какую-нибудь работу, чтобы не ходить в офис» – это мотивация «от».

И естественно, первый вариант более перспективный, более вдохновляющий, человеку проще реализовать эту цель. А когда мотивация идет «от», «я хочу от чего-то уйти», она довольно сильная, но краткосрочная. Потому что на следующий день ты встал утром, солнышко светит, ой здорово, как приятно пройтись в офис по солнышку. И мотивация «от» довольно быстро тухнет. Поэтому, если ты хочешь продвигаться планомерно, то ты обязательно должен выстроить видение, чего ты именно хочешь. Не от чего ты хочешь уйти, а к чему ты хочешь прийти. Перевернуть себя, если на данный момент нет, и выбрать обязательно, куда я хочу прийти. Не уйти отсюда, а прийти вон туда.

А.Б. Знаешь, я тоже вспомнила частую ситуацию, когда человек понимает, что все, он больше не может быть в своей профессии, что все ему надоело, он точно знает, чего он не хочет, но что конкретно он хочет, пока не знает. Что делать? Какие способы, методики, может быть, коучинговые вопросы сейчас дашь нашим слушателям. Хотя бы несколько, чтобы они могли ответить и хотя бы чуть более яснее представить, что они хотят. Что им делать? Как?

О.К. В любом случае – это всегда поиск. Одним вопросом не выйдешь на то, что «Я хочу этого».

Искать даже из того, что тебе надоело – что конкретно тебе надоело? А что конкретно нравится тебе в твоей работе?

В любом случае, ты на ней проработал 2, 5, 10 лет, значит что-то тебя на ней удерживало, что это? Так, постепенно, выбирать критерии и строить портрет своей идеальной работы, какая бы она могла быть. Даже если ты прямо сейчас не знаешь, как я приводила пример, «Я точно знаю, что это работа не в офисе».

А что мне нравится? Мне нравится общаться с людьми? Или мне нравится сидеть за компьютером? Или еще что-то. Выбирать второй критерий. Потом дальше, «Мне нравится делать что-то одно, например, общаться с поставщиками». Все равно у человека, так как это смена профессии, а не выбор в первый раз, у него есть уже определенный опыт, и он может в себе поискать и увидеть «А был у меня такой проект, тогда было здорово и мне нравилось это». И так, постепенно, выяснять.
Недавно общалась с одной девушкой, которая была HR-ром, потом довольно кардинально сменила область. У нее было четкое видение того, чего она хочет. Она – молодец. Я ею искренне горжусь. Она пришла к тому, что хотела. Но потом, когда пришла, оказалось, что у нее был один критерий, который ей нравился. Она очень творческий человек, ей нравилось творить, она пошла в область, где думала, что будет одно творчество. А когда она пришла туда, оказалось, что творчества там 3-4%, все остальное – текучка, от которой она уходила. Поэтому, даже если ты понимаешь, куда ты хочешь прийти, все равно нужно выделять и вычленять те ключевые критерии, из-за которых ты туда идешь.
Есть такие приемы в коучинге, когда ты можешь проверить это. Но я, к сожалению, не смогу рассказать сейчас, потому что они довольно объемные. Если кто-то будет заниматься с коучем, прием называется «Прогулка к видению». Когда ты идешь и в голове проигрываешь ситуацию, что ты уже пришел, ты уже достиг, что дальше? Потому что очень часто бывает, что ты цели достиг, а оказалось, что хотелось не этого. Оказалось, что должно быть что-то еще. Это просчет рисков. Проверка рисков – это обязательный элемент работы с коучем. И обязательный элемент, если вы сами работаете над своей целью. Это те вещи, которые обязательно нужно проверять. Риски – это отдельная большая тема.

А.Б. Ольга, прием «Прогулка к видению» проверяет твою цель на подлинность. Я правильно поняла?

О.К.  Да. Там есть один интересный момент, можем попробовать взять кусочек упражнения не знаю, сработает или нет. Когда ты, опять же, визуализируешь, что ты цели достиг:
«Я стала флористом. Я делаю букеты. Я год делаю букеты, я два – делаю букеты. Я их уже делаю с закрытыми глазами. Что потом?»
Попробуем представить, что потом?

И варианта обычно два в развитии событий. Либо человек выходит на какой-то новый уровень, если это действительно его и говорит: «Я придумываю методику создания супер-букетов. Я становлюсь создателем общества флористов» и так далее. То есть какой-то более высокий этап, переход уже к мастерству. Либо человек говорит, у меня были такие случаи, когда человек говорит «Ой! А как скучно-то! Нет… Что-то я не хочу больше делать эти букеты». И тогда весь этот этап выбора цели начинается с начала, и ты выбираешь, если ты не хочешь всю свою оставшуюся жизнь делать букеты, которые тебе сейчас представляются такими заманчивыми, то, что это могло бы быть? Возможно, стать флористом – это подцель и куда-то нужно будет идти дальше, за нее.

Поэтому предлагаю взять это не как отдельный вопрос, а как некий прием: представить, что ты цели уже достиг, что в ней у тебя все хорошо, проходит сколько-то лет, ты все делаешь на автомате, что дальше? Ты получаешь от этого удовольствие? Ты получаешь от этого кайф? Драйв? Ты придумываешь что-то новое для себя? Или тебе становится скучно? Вот это попробовать проиграть и представить себе в голове, как это будет.

А.Б. Я думаю, это то, что можно сесть и сделать прямо сейчас. Хотя бы для начала. Когда мы обсуждали, как выяснить, что же твое, ты сказала, что нужно вспомнить свой предыдущий опыт, что нравилось, что не нравилось. Акцентируем внимание на том, что нравилось и по крупицам это собираем. Может ли быть такое, что человек еще в жизни не занимался тем, что будет его следующей целью. То есть он вспоминает то, что уже делал, свой предыдущий опыт и мы только на этом позитивном опыте новую цель строим?

О.К. Теоретически, конечно, возможно, что на самом деле он фанат квантовой физики, но никогда этого не делал. Но в реальности работа все равно складывается из каких-то отдельных действий. Даже если человек на самом деле не знает, что хочет заниматься квантовой физикой, но например, в школе, он делал какие-то исследования и его это жутко зажигало. Или он любит читать какие-то книги по этой теме, или еще что-то.

То есть опыт не в плане чисто работы, «я делал только вот это и вот это», «проработал всю жизнь бухгалтером, как я узнаю, что хочу стать менеджером по продажам?» Но «А мне нравится общаться с людьми», «А мне нравится читать книги по этой теме». Все равно, так или иначе, у зрелого человека складывается некий профиль того, что ему интересно, даже если сейчас это не связано с работой. И опыт, в очень широком смысле этого слова, «Что тебе нравится?» «Я так люблю готовить!» «А что нравится в готовке конкретно?»

Это не значит, что нужно пойти стать поваром. «А что тебе нравится в готовке?» «А мне нравится смешивать разные компоненты и смотреть, что получится». И так вычленять дальше то, что тебе интересно.

Элементарные действия, которые тебе нравятся, и их складывать в кучку и искать, какие комбинации из этого могут получиться. Они будут разными. Но вот ты пришла к тому, что не попробовать ли мне стать поваром? Вот, попробуй визуализировать: стала ты поваром. Два года поработала поваром, что дальше? Не интересно. А что не интересно? Одно и то же. А мне все равно хочется творить. Хорошо, тогда исследуем дальше. Где еще такое творчество может проявляться, может быть еще где-то оно есть. Читаем, опять же, где, в каких профессиях, это как выглядит, как бывает.

Помню, я читала в одной книжке такую метафору, что если рыбак сидит и смотрит на поплавок очень внимательно, то он никогда не пропустит поклевку. Так и человек, если внимательно начинает присматриваться к тому, что ему нравится и не нравится, так или иначе, эти сигналы начнут появляться. Главное, просто внимательно смотреть и принимать все, что ты увидел. Пусть даже потом ты что-то вычеркнешь, но главное – начать прислушиваться к себе. Постепенно этот портрет, он будет не сразу, это не то, что сел и придумал, чем хочешь заниматься. Это процесс, особенно, если самостоятельный, довольно длительный. Может занять месяцы. Но постепенно образ начинает вырисовываться, выкристаллизовываться, что ты здесь заметил, там заметил. Примерно так.

А.Б. Замечательная метафора! И от себя хотела добавить, как от карьерного консультанта, что практически половина консультаций на эту тему, что хочу поменять профессию и не пойму, что хочу. И, хотя у меня не коучинговые методики, но я тоже начинаю с того, что ищу – что нравится, что не нравится.

А некоторые клиенты уточняют «А вдруг я не занималась тем, что мне нравится. Вдруг я что-то упущу?» – люди этого боятся. Как раз твой ответ подтвердил и мою точку зрения, что все-таки, если вы уже работали, если есть опыт работы в какой-то области, то, в любом случае, есть общие группы действий, которые вам нравятся. Есть такое частое мнение, «а вдруг я вообще не занимался/не занималась тем, что нравится?»

Возможностей очень много, профессий – еще больше и люди просто боятся, что они не смогут найти именно свою профессию среди этого множества. Твой ответ подтвердил мою мысль, что если у вас уже опыт работы есть, то всего лишь нужно сделать шаг – проанализировать свою работу. Можете как инструмент использовать и ответить себе на вопрос: что вам нравится в вашей работе, что не нравится. Хотя это простой вопрос, но он очень действенный, да, Ольга?

О.К. Да, да. И, знаешь, еще такой интересный инструмент, который легко самостоятельно попробовать. У нас часто еще стоят ограничения, с чем я сталкивалась: «а меня туда не возьмут, мне хочется, но туда берут только по блату». И такие ограничения часто не дают человеку увидеть, чего же ему хотелось бы на самом деле. Или «Я хочу быть начальником». Просто начальником и все.

Попробуйте представить, что шли-шли по дороге и вдруг увидели волшебную палочку и в инструкции написано, что она исполнит ваши желания и сделает вас тем, кем вы только пожелаете. Чтобы вы тогда выбрали? В тот момент, когда возможно абсолютно все.

Естественно, волшебная палочка обеспечивает нужный доход, который необходим для спокойной жизни, но можно просто выбрать то, что будет интересно, не ограничиваясь вообще ничем. Вот тогда, что бы это было?

И потом точно так же это исследуешь, то, о чем мы до этого говорили, будет ли мне интересно через год, через два.

И таким образом просто фантазировать, не ограничивать себя рациональными доводами. Обычно приходят такие новые нетривиальные ответы, которые страшно самому себе озвучивать, а потом оказывается вдруг, что это достижимо.

А.Б. То есть мы снимаем внутренние ограничения и человек сам находит дополнительные варианты.
И еще один момент я хотела обсудить. Смена профессии – это все-таки резкий шаг. И даже если человек уже знает, что точно он хочет быть тем же флористом, но есть какие-то реальные ограничения, например, финансовые. Допустим, женщина одна воспитывает ребенка, полностью содержит свою семью, расходы какие-то ежемесячные и тут эта мысль ей пришла – сменить профессию. Как вообще ей все это организовать? Это мы уже больше переходим к плану действий. Как с точки зрения коучинга в этой ситуации можно помочь? Для того, чтобы снизить этот страх.

О.К. В коучинге есть несколько основополагающих принципов. Один из них может звучать странно, но, сколько я работала с разными людьми, это действительно правда.

Он заключается в том, что если у тебя есть цель, то у тебя есть все ресурсы для ее достижения, какие бы у тебя не были ограничения, которые, на первый взгляд, делают ее нереальной.

Если цель есть, если ты можешь ее поставить, если ты можешь как-то ее визуализировать, записать, то невероятнейшим образом ресурсы найдутся!

Поэтому не надо ограничивать себя, что у меня сейчас нет денег, нет еще чего-то. Цель поставлена – ищи.

Например, «У меня нет денег на обучение, а я хочу стать флористом». Ищи. Потом вдруг неожиданным образом найдутся бесплатные курсы, неожиданным образом найдутся какие-то знакомые, то есть главное – всегда держать свою цель в фокусе внимания. Это не значит, что сейчас все бросил и побежал делать. Проверка тех же рисков, составление плана действий, это вещи обязательные, чтобы не получилось хуже.

Но, тем не менее, твоя цель- она всегда должна оставаться у тебя в фокусе внимания. Тогда ты увидишь те возможности, которые у тебя есть для ее реализации.

А если ты постоянно ищешь «…а вот здесь я тоже я не смогу…», то ты больше и больше загоняешь себя в некий тупик. Это особенность даже не Вселенной, это особенность нашего мозга, просто особенность его строения.
Я расскажу в двух словах, как это выглядит. У нас есть три структуры мозга: ретикулярная формация, лимбическая система и кора. И первые две – это структуры древние, животные еще, а кора присуща человеку. И если первые две живут эмоциями и настоящим, кора может придумать множество вариантов развития событий в будущем.

Но кора придумывает и визуализирует, а внутренние структуры мозга, более древние, воспринимают эту визуализацию как данность. И основная наша энергия, основная наша креативность заложена именно в этих структурах. Поэтому, если кора и мы, в частности, фокусируемся на том, что «О Боже! На что же я буду кормить ребенка? Что же я буду вот здесь делать? Здесь же меня не возьмут?», то вся энергия наша внутренняя, внутренних структур мозга, направлена на то, чтобы нас не пускать к этой цели. И мы увидим миллион причин, почему это сделать невозможно.

Но если быть сфокусированной на цели и представлять, как вы ее достигните, что вы получите по достижении этой цели, какие новые возможности для вас откроются, то весь этот внутренний потенциал, который до этого был стопором, который не давал двигаться, начинает работать в едином направлении, в единой мощи. Тогда происходят вещи, которые действительно ошеломляют клиентов коуча, а иногда и самого коуча.

Поэтому всегда нужно фокусироваться только на том, чего я хочу и воспринимать имеющиеся ограничения просто как некие особенности – это те особенности, которые мне надо будет учесть. Не более того.

Я не смогу сейчас сказать, что планы надо составлять вот так-то. У каждого человека план всегда индивидуальный, каждый человек находит такие решения, которые совершенно не очевидны, кажутся потом удивительными. Самое главное – мощь всех своих мозговых структур выстроить в одном порядке, чтобы они работали целенаправленно, друг другу не мешали, а помогали. Тогда человек сам выстроит этот план, найдет все, что нужно, все разложит по полочкам и так далее.

А.Б. А что делать, если человек чувствует, что он пока фокусируется на этих негативных моментах, он вроде бы и хочет по-другому, но все время всплывает негатив. Какие инструменты могут помочь? Я так понимаю, что это коуч-сессия. Но что еще? Как его переориентировать?

О.К. Да, конечно, можно эти вещи прорабатывать на коуч-сессии. Есть такой инструмент, я расскажу кратко. Если кому-то будет интересно – в Интернете много доступной информации по этому поводу.

Называется «Стратегия Диснея».

Этот инструмент как раз предназначен для того, чтобы внутреннего критика, который все время всплывает и говорит: «О Боже! Куда ты пошла? Что ты делаешь? У тебя ничего не получится» немножко утихомирить.

В нашем сознании всегда живет три роли: роль мечтателя— того, кто собственно цель придумал, кто хочет, кто стремится; роль реалиста— это тот, кто составляет план и действует, и роль критика- того, который во всем ищет изъяны, недостатки и так далее.

Все эти три роли очень важны для того, чтобы человек нормально продвигался к своим целям. Потому что, если человек все время мечтатель, он строит воздушные замки и ничего из этого не получается. Если человек всегда реалист, то у него что-то получается, но каких-то эмоций это не вызывает и грандиозных результатов тоже нельзя ждать. Если человек критик, ты сама только что сказала, это мешает вообще всякому движению вперед.
Возьмите три любых предмета, три шляпы, трое часов, три браслета. И каждый браслет, каждая шляпа будет символизировать одну из ролей – мечтатель, реалист, критик.

Сначала наденьте шляпу мечтателя – это роль, в которой доступно все. Он представляет себе картинку достигнутой цели, как это будет здорово и замечательно. Если с коучем работать, то коуч помогает это все фиксировать, задает вопросы. Если самостоятельно, тогда запишите, ни в коем случае в голове не прокручивайте, а именно записывайте.

Запишите свою цель, как вы ее видите уже достигнутой. Как это здорово, кто с вами, какие люди, что вы делаете, где вы находитесь, что вокруг вас происходит, когда это происходит, что вы себе говорите, когда все получилось.

Когда фантазия иссякнет, закончится, наденьте шляпу реалиста. Реалист смотрит на эту картинку, читает еще раз и из того, что было написано, пытается сделать план и оценивает, какие ресурсы для этого нужны. Какие из них есть, каких на данный момент нет, какие могут быть шаги, какие могут быть этапы. Это – вторая фаза реалиста.

Здесь самое главное предостережение при самостоятельной работе, очень часто тут смешиваются реалист и критик. Вроде сначала реалист, но реалист потом начинает говорить: «Ну, нет, это не получится». Эти фразы реалист не может говорить. Мне говорят: «Это реалист, ведь это же абсолютно реально, что не получится». Это уже критик. Их смешивать нельзя.
Когда реалист составил первый набросок плана, составил перечень необходимых ресурсов, надевайте шляпу критика. И критик смотрит на план, составленный реалистом. Не на фантазию, а на план, составленный реалистом. И вот здесь можно дать волю всем своим возражениям, всем своим «непоняткам», что тут не получится, тут не получится, а вот здесь у тебя денег нет, а вот здесь у тебя нет знакомых, а вот здесь ты вообще ленивая, а вот здесь еще что-то и все эти возражения тоже записать. Прямо все-все-все, пока не выдохнется критик и не выскажет все, что накипело.
После этого, надевайте шляпу реалиста, ни в коем случае, не мечтателя, а именно реалиста. Реалист берет этот список и смотрит. Пункт первый- у тебя не получится, потому что нет денег. Реалист это возражение оценивает, опять же с точки зрения конкретики реальности, денег нужно столько-то, я могу каждый месяц вкладывать по столько-то, таким образом, мой проект сдвигается на 3 месяца. Я очень условно говорю, потому что, естественно, у каждого будут свои возражения и выход из них. Кто-то может занять, кто-то может еще что-то сделать и так далее. И таким образом реалист проходит по каждому-каждому возражению.
Когда идет такая смена ролей, то реалисту уже труда не составляет ответить на все эти возражения. Ответить не с точки зрения «ну да, не получится», а с точки зрения того, что можно сделать, чтобы предупредить этот риск, чтобы отработать это возражение.
Вот такое, состоящее из 4-х фаз, упражнение. И тогда на выходе у вас получается план, который учитывает все те риски, которые были у вас в голове и мешали двигаться вперед, сфокусироваться на цели.

А.Б. Отличная методика! Помогает в 3 плоскости разложить и уже конкретно все посмотреть. Еще хотела сказать, что очень понравилась твоя мысль о том, что если есть цель, то есть все ресурсы для достижения. И что действительно, если вы решили, что вы этого хотите, то все, просто действуйте. Ищите без отговорок, без оглядки назад, просто добивайтесь своей цели.

Как быть по поводу окружения- это частый вопрос, который мне присылают. То есть, человек сам загорелся, у него уже есть план, он знает, чего он хочет добиться, готов сделать первый шаг, или уже начал делать и тут возникает реальность, которая вокруг него. Ему говорят: «Ты чего, с ума, что ли, сошел? Ты вообще, чем занимаешься?» Что с этим делать?

О.К. Окружение нужно воспринимать как того же критика, которого мы только что обсуждали в «Стратегии Диснея».

Они вам указывают на какие-то риски, которые можете даже сами не видеть. И здесь, мне кажется, очень важным такой момент.

Еще один базовый принцип коучинга, который нужно себе повесить перед глазами и не забывать, общаясь с близкими, гласит — за любым действием человека стоит позитивное намерение. Он вам говорит: «…не ходите туда», – не потому что он вас не любит, желает чего-то нехорошего, он желает, в любом случае, добра, каким-то образом. Что-то позитивное стоит за его действием.

Просто вы находитесь в разных плоскостях и не понимаете друг друга. И для того, чтобы разобраться с непониманием окружения, в первую очередь нужно понять, что именно движет близкими, почему они считают, что не надо туда ходить. Какие риски они видят? Возможно, вы эти риски уже просчитали, уже проработали «Стратегию Диснея» и готовы к ним, а, возможно, это какие-то риски, которые вы не учли. Например, супруг понимает, что если сейчас вы поменяете профессию, то он вас видеть вообще не будет, а у вас ребенок маленький. Вы могли этот момент либо учесть, тогда вы ему говорите: «Я это учла так-то, так-то, так-то», а могли и не учесть и тогда в ваш план необходимо вносить поправки.

Или мама, которая боится, что сейчас вас обманут, сейчас вы хорошей работы лишитесь, а на новую не устроитесь. Она тоже желает добра, она боится, что вам могут сделать больно или вы можете чего-то хорошего лишиться.
В первую очередь важно понять, что именно движет близкими людьми, когда они сопротивляются вашему решению, важно их услышать.

Важно – не делать интерпретации и не приходить и не говорить мужу: «Я понимаю, что ты хочешь мне сказать, что не так в моем плане». А если не понимаете, даже если кажется, что все очевидно?

Лучше это услышать и потом переспросить: «А правильно ли я понимаю, что ты переживаешь, что мы будем меньше видеться? Правильно ли я понимаю, что ты переживаешь, что меня могут обмануть?»

Если услышите подтверждение, тогда уже можно близким доносить вашу точку зрения. Говорить, что вы этот риск предусмотрели и вы понимаете, как вы будете с ним справляться. А если не предусмотрели, то садитесь и еще раз делайте «Стратегию Диснея». И прорабатывайте новые риски, о которых вам сказали близкие. Близкие — это ваш ресурс, который знает вас, знает ваши привычки, и к их мнению стоит прислушаться.

Всегда, если по-настоящему услышать мнение своих близких, можно найти какое-то третье решение. И вы довольны, и супруг, и родители… И вы нашли не компромисс, а нашли именно третье решение, устраивающее всех. Но для этого очень важно донести до близких, почему этот шаг так важен для вас. «Я понимаю, что лишусь высокооплачиваемой работы, но это важно для меня потому-то, потому-то. И это откроет мне такие-то, такие-то возможности». И если перед этим вы смогли услышать собеседника, то 99%, что и он вас услышит. Диалог уже пойдет конструктивный, и вы сможете выйти на какой-то новый уровень.

А.Б. Мне очень понравилась фраза, что близкие – это ресурс. Потому что мы действительно можем использовать это в помощь себе при достижении целей. Я сталкиваюсь с ситуациями, когда, например, кто-то что-то делает, не говоря близким. «У меня муж против чего-то, того же Интернет-бизнеса, удаленной работы, потому что это новая сфера, я ему пока не говорю, что делаю. Вот у меня появятся результаты, появятся, например, деньги, я ему уже покажу». Но тем не менее, это усложняет для человека весь процесс. Я правильно поняла, можно начать с вопроса своим близким, например «Расскажи, чего ты боишься? Я хочу того-то. Чего ты боишься?»

О.К. Если спросить напрямую, скорее всего, вам не ответят. Здесь, лучше использовать, то, что называется, активным слушанием «Я бы хотела поговорить о том, что я думаю о смене профессии, но насколько я знаю, ты против». И человек говорит: «Да, я против».

«А что тебя в этом смущает?»

Коучам запрещают задавать вопрос «Почему?». «Почему?» – это вопрос немножко обвинительный. Человек оправдываться и не получается конструктивного диалога.

Стоит попробовать по-другому «Что тебе не нравится?» Скорее всего вы уже услышите какие-то доводы.

И потом ты говоришь:

«Тебе не нравится, что мы будем редко видеться? Как ты себе это представляешь?»;

«Ты будешь пропадать с утра до ночи на работе».

«Я предполагаю, что будет график такой-то и такой-то».

«Это ты сейчас предполагаешь, знаю я тебя».

«Давай я сейчас сделаю какой-то план, тебе его покажу, мы его вместе обсудим, чтобы он тебя устраивал».

То есть идти не впрямую, а, во-первых, проговаривать чувства. Это уже из области психологии, что «…я вижу, что ты на меня обижаешься, я вижу, что тебе это не нравится.  Что тебе в этом не нравится? Что тебя в этом смущает?» Такие, очень ласковые вопросы, которые помогут человеку раскрыться, а не вызовут очередную стычку по этому поводу. Особенно, если уже были перед этим не очень приятные разговоры, нужно очень аккуратно, очень бережно подготовиться к разговору, записать вопросы, которые вы планируете задать, чтобы не свалиться во взаимное обвинение.

Потому что я прекрасно понимаю, что если человек решает сменить профессию, ему это важно, ему обидно, что его не понимают, его не принимают, ему очень хочется сказать: «Да ты вот такой сякой немазаный!» Но здесь очень важно выдержать ровный диалог реалиста с реалистом. Иначе получится конфликт мечтателя и критика, который добром никогда не заканчивается. Очень важно и своих близких перевести в роль реалистов и самой (или самому) находиться в этот момент в роли реалиста, обсуждать конкретный план действий, конкретные ресурсы, устранение рисков и так далее. То есть всегда держать себя в шляпе реалиста.

А.Б. Спасибо за конкретный пример. Я думаю, для кого эта ситуация актуальна, то можно взять прямо под запись. То есть, ласково подходим, начинаем с описания чувств этого человека, потом переходим к коучинговому вопросу. Вычеркиваем вопрос «Почему?», вычеркиваем собственные интерпретации. И уточняем, что смущает. Мне понравился этот вопрос, он такой нейтральный.

Вроде бы на этом все, Ольга. Хочу тебе сказать огромное спасибо за очень полезное, насыщенное интервью, очень многие моменты были для меня тоже новыми.

Ты смогла конкретно рассказать на примерах, дать конкретные рекомендации, вплоть до фраз, потому что очень часто, когда мы ищем информацию сами, те же статьи в Интернете, очень часто бывает просто общее описание. Допустим: «поговорите с близкими, представьте себе будущую работу». А что? А как? И я уверена, что это интервью будет как раз очень полезно для тех, кто хочет поменять профессию, кто находится на этапе того, что пока просто раздумывает, чего он хочет в ближайшем будущем , либо уже начал какие-то действия предпринимать и сталкивается с сопротивлением, либо со своим внутренним критиком, либо с окружением. Как раз эти люди смогут твои рекомендации применить и, я уверена, что это облегчит им дорогу на пути к смене профессии. И напоследок какое-то, возможно, пожелание ты хочешь дать нашим слушателям по теме смены профессии?

О.К. Я просто хочу напомнить еще раз про то, что если есть цель, то все ресурсы для ее достижения уже где-то есть, просто вы можете их прямо сейчас не видеть, но они уже есть, и про это нужно всегда помнить!

А.Б. Спасибо большое за позитивное завершение.

 

Больше информации о коучинге и коучинговых технологиях читайте в БЕСПЛАТНОМ электронном журнале «Все о коучинге».

yellow-download-now

 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

[sc:fb-like ]

[sc:vk-like ]

[sc:pluso ]

Благодарю вас!

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ ЧЕРЕЗ ВКОНТАКТЕ

[sc:vk-comment ]

Copyright © 2014. Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *